Семейные ценности


Большинство знаменитых имен мирового бизнеса уже давно стали просто названиями или торговыми марками. J.P. Morgan не имеет отношения к Морганам, а Warner Bros. - к Уорнерам. Уступив жестокой логике бизнеса, потомки создателей множества фирм вынуждены были продать свои детища современным капиталистам. Семейные ценности уступили место ценностям акционерным практически во всех отраслях бизнеса, но только не в автомобилестроении.

По количеству рабочих мест и вкладу в ВВП индустриальных стран автомобилестроение - самый большой производственный сектор в мире. Но многие компании в этом секторе по-прежнему управляются небольшим кругом родственников.

Семьям основателей принадлежат американская Ford Motor, второй по величине в мире автопроизводитель, французская PSA Peugeot Citroen, немецкая BMW, Paccar, американский производитель грузовиков, и FIAT, ведущая промышленная группа Италии. Все вместе они производят почти 7 млн автомобилей в год. Кроме того, в значительной степени контролируются семьями южнокорейская автокомпания Hyundai Motor и немецкая Porsche. Даже крупнейший японский автопроизводитель Toyota все еще сохраняет связи с основавшей компанию семьей: в прошлом году два члена семьи были назначены в совет директоров компании.

Некоторые эксперты автоиндустрии считают, что такой долгосрочный контроль над производственными компаниями отрицательно сказывается на дивидендах и их росте. "Эта отрасль промышленности - детище начала XX в. Семьи до сих пор видят себя в роли стражников своего сектора, и их взгляды на принятие решений и планирование отличаются от взглядов обычных акционеров", - говорит Гарел Райз, профессор бизнес-школы Университета Кардиффа, специалист по экономике автоиндустрии.

Принадлежащие семьям пакеты акций автокомпаний помогли им сколотить огромные состояния. Проведенное недавно Financial Times исследование показало, что рекомендуемый размер дивидендов ведущим акционерам - членам семей составил в прошлом году почти $470 млн. Во много раз увеличилась и стоимость самих акций. Только за последние 20 лет акция Ford подорожала с $1,3 до $28. Семья Форд контролирует около 40% голосов акционеров и владеет 7% обыкновенных акций компании. Стоимость пакета приблизительно в 46% акций BMW, принадлежащего семье Квандт, выросла за тот же период почти в 30 (!) раз, а акции Peugeot подорожали с 16,83 евро (в пересчете) почти до 290 евро.

Члены автомобильных семей и назначенные ими высокопоставленные менеджеры автокомпаний говорят, что эти цифры показывают, насколько умело ведут хозяйство большие династии. Они утверждают, что долгосрочный контроль над автокомпаниями не является препятствием для роста стоимости акций.

Однако критики предъявляют фамильному владению автокомпаниями еще одну претензию. Такая форма собственности тормозит процесс консолидации, жизненно важный для индустрии, страдающей от перепроизводства, высоких издержек и невысоких прибылей.

Семьи отвергают и этот аргумент. Билл Форд, председатель совета директоров компании, основанной его прадедом Генри Фордом, отмечает, что Ford вовсе не медлит с поглощениями конкурентов. Среди последних приобретений компании - шведская Volvo Cars и британская Land Rover. В то же время, как говорит Форд, фамильная принадлежность защищала самого автогиганта от поглощения.

"Одно из преимуществ отношений с семьей Форд заключается в том, что нам не грозит враждебное поглощение и, пока я жив, мы не будем проданы другой компании. Когда я посещаю наши заводы, ко мне подходят многие рабочие и говорят, что знали моего деда. Нашим работникам нравится такая преемственность", - говорит Форд.

Иммунитета к глобализации нет и у семьи Аньелли, которая через холдинговую компанию IFI и инвестиционную группу Ifil контролирует 30,5% акций итальянского автоконцерна FIAT. В прошлом году семья дала добро на продажу 20% акций FIAT Auto американской автокомпании General Motors. Но при этом итальянцы не забывают подчеркнуть, что они сами в результате сделки стали крупнейшим акционером GM, поэтому ни о какой потере независимости семейного бизнеса речи быть не может.

Акцент на независимость вообще присущ автокомпаниям, которые принадлежат семьям. "О продаже нашей компании не может быть и речи", - говорит пресс-секретарь BMW. Ему вторит Жан-Мартэн Фолц, председатель совета директоров PSA Peugeot Citroen: "Когда речь заходит о враждебном поглощении, позиция семьи всегда одна: свои акции они продавать не намерены".

По словам Форда, фамильная принадлежность автокомпаний должна вызывать восхищение, а не претензии. "Модернизация компании и приверженность семейным ценностям не противоречат друг другу. Каждое утро я просыпаюсь, думая о том, что будет с компанией в будущем. При этом я чувствую себя так, как будто я работаю не для себя, а продолжаю работу моего деда и прадеда", - говорит наследник великой автомобильной династии. (FT, 26. 03. 2001)