Как найти грязные деньги


Людей, отмывающих грязные деньги, было бы гораздо легче узнать, если бы они носили полосатые куртки и портфели с надписью "Награбленное". К большому сожалению банков, чьими услугами пользуются эти люди, они носят элегантные костюмы, а свои капиталы переводят в разные страны мира электронным способом. Это представляет серьезную проблему для банков, пытающихся не допустить на свои счета деньги (по оценке МВФ - $1,5 трлн в год), добытые преступным путем или полученные в качестве взяток.

Регулирующие органы разных стран все настойчивее требуют от финансовых институтов активизировать борьбу с отмыванием грязных денег. Однако сама суть банковской деятельности заключается в привлечении средств, при этом банки не должны отпугнуть потенциальных клиентов излишне дотошными расспросами. "Большинство банковских служащих получают премии за количество открытых ими депозитов", - говорит Ричард Парлау, юрист лондонской фирмы Richards Butler.

В прошлом роль банков в отмывании грязных денег привлекала мало внимания. Однако в последние 15 лет после серии громких скандалов многие международные банковские группы оказались в центре общественного внимания. В 1989 г. странами "большой семерки" была создана Специальная финансовая комиссия (Financial Action Task Force - FATF). FATF, ставшая межправительственным органом стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития, разработала 40 принципов в таких сферах, как принятие и проведение в жизнь законов по борьбе с отмыванием денег, финансовое регулирование и международное сотрудничество.

Однако основная ответственность за недопущение грязных денег в мировую финансовую систему по-прежнему остается на банках. Принципы FATF предполагают, в частности, что финансовые институты должны знать своих клиентов и источник происхождения их средств. Если клиентом является компания, институт должен знать истинного владельца средств, поскольку многие преступники и коррупционеры отмывают свои деньги через непрозрачные компании, зарегистрированные в офшорных центрах. "Знать своего клиента очень важно, - говорит Ричард Уибаш, бывший прокурор штата Нью-Гемпшир, а ныне партнер бостонской юридической фирмы Hale & Dorr. - Это помогает банку обслуживать местного автодилера, который перечисляет законно заработанные деньги и, можно надеяться, поможет дать от ворот поворот родственнику нигерийского диктатора".

В соответствии с другим принципом FATF банки должны выявлять подозрительные операции и сообщать о них. В США, например, о любом денежном переводе свыше $10 000 финансовый институт обязан сообщать в Налоговое управление в письменной форме. Во многих странах, однако, такой порог не устанавливается - просто от банков требуют сообщать о подозрительных операциях. "Одна компания в США в течение трех лет перечисляла $9900 каждый месяц. Это очевидный признак отмывания денег - однако банк не потрудился сообщить об этих операциях", - говорит Уибаш.

Отследить подозрительные операции в потоке денег, текущем через такие мировые финансовые центры, как Лондон или Нью-Йорк, нелегко. Крупным организациям с большими процессинговыми центрами не обойтись сегодня без интеллектуального программного обеспечения, способного выявить подобные операции, говорит Эндрю Кларк из компании PricewaterhouseCoopers. Одним из производителей подобного программного обеспечения является компания Searchspace, основанная сотрудниками Юниверсити-колледжа Лондонского университета. Программа Searchspace проверяет не выборочно отдельные транзакции, а каждую операцию, оценивая ее с точки зрения того, как обычно действует этот клиент и как проводят операции похожие на него клиенты. Программным обеспечением Searchspace пользуются многие крупные банки, включая Bank of New York.

Пол Докси из компании Andersen (ранее называвшейся Arthur Andersen) полагает, что технологии, конечно, могут помочь в выявлении грязных операций, однако существенной остается и роль банковских сотрудников, общающихся с клиентами. "ПО, например, не скажет вам, является ли клиент чьим-либо агентом. [Общающимся с клиентами] сотрудникам удобнее всего задать правильные вопросы", - говорит Докси. Уибаш рекомендует банкам создавать специальные отделы, которые занимались бы исключительно борьбой с отмыванием грязных денег. (FT, 19. 04. 2001)