"Все бизнесы начинаются от бедности"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - В 1991 г. Александр Кац с друзьями открыл на окраине Ленинграда маленький магазин обоев. За 10 лет 60-метровая лавочка превратилась в две крупные компании по продаже товаров для дома - "Лаверна" и "Максидом", последняя является одной из самых популярных торговых сетей в городе.
С Александром Кацем мы встречаемся в китайском ресторане Chopsticks. Мой собеседник говорит, что ему нравится китайская еда, потому что она полностью соответствует теории раздельного питания, которой он старается следовать. "Исключение составляют только пельмени - мясо и тесто смешивать нельзя", - говорит мой гость. Он выбирает овощи, я - свинину под кисло-сладким соусом. На предложение официантки заказать к мясу рис Александр замечает, что это уже будет не по правилам. Александр Кац чем-то похож на Штольца - персонажа романа "Обломов". Он так же собран, деятелен, так же твердо представляет свои цели и знает, как к ним идти. Кац рассказывает, что в НИИ, куда он попал по распределению после окончания политехнического института, его больше всего угнетала бессмысленность работы.
Скорый уход из НИИ имел и вполне материальные причины. Зарплата в 110 руб. не могла удовлетворять молодого человека. "По-моему, все бизнесы начинаются от бедности, - говорит мой собеседник. - За исключением тех, которые достаются случайно". В конце 80-х Кац с друзьями вступил в большой кооператив, который занимался ремонтно-отделочными работами. Проблемами снабжения в стране тотального дефицита занимался целый отдел. В то время товар не продавали, а "выбрасывали", и в хозяйственные магазины выстраивалась очередь за вожделенными финскими обоями. Это положение вещей натолкнуло Александра Каца на мысль создать фирму, которая займется импортом ремонтно-отделочных материалов. Первый поставщик - испанский производитель обоев Azcoaga - нашелся довольно быстро. И с остальными не возникло проблем: незаполненный российский рынок был очень привлекателен для западных производителей - они не только поставляли "Лаверне" свои товары, но и передавали опыт продаж.
Десять лет назад подобный бизнес не требовал больших вложений. Бизнесмены взяли в аренду прачечную площадью 60 кв. м на углу Гражданского пр. и ул. Фаворского, собственноручно соорудили прилавки и открыли магазин под названием "Дом". Реклама 100 видов испанских обоев потрясла воображение горожан. Сейчас Александр Кац сам с трудом верит, что в то время на забытую богом окраину съезжались жители со всего города. Вскоре "Лаверна" открыла магазин на Невском проспекте. Сейчас фирме принадлежат восемь магазинов в Петербурге и один в Москве, однако главным бизнесом "Лаверны", имеющей также филиалы в Самаре, Новосибирске и Екатеринбурге, является оптовая торговля строительно-отделочными материалами и сантехникой. На розницу приходится всего 20% продаж, и кроме получения прибыли она играет важную имиджевую роль.
Другое дело - "Максидом", объединяющий два огромных магазина-склада с торговой площадью около 10 000 кв. м каждый. Ежедневно через них проходит от 6000 до 10 000 человек. Популярность "Максидома" в Петербурге, как выразился сотрудник "КОМКОН-СПб", "зашкаливает". Его спонтанная известность в 2000 г. составила 47%, а наведенная - больше 97%. "Максидом" - это совместный проект "Лаверны" и фирмы "Текком", которая специализируется на логистике. Кац занимает в совместной компании должность председателя правления и гордится тем, что создал know how магазина, где можно найти 50 000 наименований товаров, так или иначе ассоциирующихся с домом, - от зубной пасты до мебели.
Несмотря на желание экономить, вполне естественное при создании магазина-склада, Кац все-таки отказался от аскетичного немецкого варианта с цементным полом. В "Максидоме" нарядный интерьер, который оживляют красные стеллажи, яркое освещение. Российские покупатели даже от такого магазина ждут красоты и праздника, считает создатель "Максидома". Александр Кац признается, что в бизнесе его привлекает еще и эстетическая сторона: "Продавать нефть я бы не мог. Никакого удовольствия, только деньги".
Идея "Максидома" изначально состояла в том, чтобы создать поддающийся тиражированию стандарт. По словам Каца, в Петербурге компания намерена открыть еще два-три "Максидома" вдобавок к существующим. Очередной магазин-склад - около Кировского завода - должен появиться во второй половине 2002 г. Тем не менее с размножением "Максидомов" все оказалось не так просто, как предполагали. "Прежде чем что-то тиражировать, надо довести это если не до совершенства, то до состояния, когда вещь можно просто повторять не задумываясь. Тиражирование должно быть очень быстрым, а вещь, над которой надо думать, сделать быстро нельзя, - считает Александр Кац. - Когда глобальные сетевые проекты размножаются, у каждой организации есть ряд функций, правила в них жестко прописаны. Регламентируется все - от финансового управления до цвета ногтей продавцов. Есть очень простые и достаточно жесткие правила, как это сделать. Мы сейчас над своими стандартами работаем".
Мой собеседник рассказывает, что отказался от соблазна строить "Максидом" в Москве или других регионах, хотя такой вариант рассматривался. "Лучше быть безусловным лидером на петербургском рынке, чем размазать все по разным городам", - говорит Кац. К тому времени, когда в России появятся глобальные сети (в Петербурге их массового прихода можно ждать года через три, считает Александр), "Максидом" должен занять свой сегмент рынка, который уже никуда не денется. "Тогда можно проецировать этот стандарт на другие города", - говорит он. Кац жалуется, что его не всегда удовлетворяет уровень подготовки персонала, да и текучесть большая. Тема управления и работы с персоналом давно занимает совладельца "Лаверны" и "Максидома" - много лет назад он увлекся чтением литературы по менеджменту. Весь персонал "Лаверны" постоянно учится. "Иногда мне кажется, что мы работаем как полномасштабное учебное заведение", - шутит Кац. Впрочем, он считает, что это привело к очень хорошим результатам и персонал "Лаверны" отличает высокий профессионализм. Когда сотрудники высокопрофессиональны, то им можно делегировать полномочия, не сомневаясь в конечном результате. Значит, главная задача для компании - вырастить профессиональных сотрудников. Раньше, рассказывает Кац, в "Лаверне" пытались воспитывать только свои кадры, никого с улицы не брали. Но потом поняли, что это неправильно. Ведь есть сотрудники, которые хороши на своем месте, но выше подняться уже не могут. "За достойную работу надо премировать, а не повышать в должности, - считает руководитель "Лаверны". - Иначе сотрудник, в соответствии с законом Паркинсона, достигнет полного уровня некомпетентности. Но мы до этого высшего уровня не дошли. Вовремя поняли, что компания всегда нуждается в свежих силах".