Уменьшится ли количество внутренних офшоров?


Как следует из подготовленной Минфином программы развития "Бюджетный федерализм", внутренние офшоры будут ликвидированы до 2005 г. Сделано это будет путем правовых запретов или уменьшения трансфертов регионам, практикующим налоговые освобождения.

Проблема офшоров - примерно 20% от общего объема работы. Если федеральная власть сосредоточится только на офшорах, это явление просто примет другую форму - финансово-промышленных межрегиональных групп или чего-то еще. Однако, если власть попытается - что, видимо, и происходит - уничтожить внутренние офшоры в рамках большой стратегии "выстраивания" губернаторов и отъема у них теневых денег, она встретит яростное сопротивление. Большинство региональных лидеров крайне заинтересовано в сохранении непрозрачности финансовых схем регионов. В этих условиях легче оперировать теневым бизнесом, который у сильных лидеров обычно под контролем. Понятно, насколько это важный рычаг власти. Борьба с офшорами и региональными теневыми потоками - дело крайне долгое. Но возможное, хотя вряд ли к 2005 г.

Дмитрий Орешкин

Правительству и Госдуме совместными усилиями едва удалось справиться с дающими федеральные льготы ЗАТО, да и то пока не со всеми. Бывало, что Минфин договаривался с регионом в обмен на сверхплановое финансирование закрыть офшор. Но то Минфин обязательств не сдержит, то регион возьмет да и зарегистрирует кого-нибудь. Офшоры умирают сами - из-за отсутствия хорошего менеджмента и из-за противоречий внутри самого региона. Мои знакомые инкорпораторы говорят, что многие офшоры уже утратили привлекательность. Процесс идет, и подтолкнуть его будет несложно. Думаю, количество офшоров сократится больше чем наполовину. Останутся максимально цивилизованные зоны, чья деятельность будет тщательно контролироваться центром. Мы только приветствуем это. В офшорах, как, например, у нас в Калмыкии, посредством более низких налоговых ставок легализуется серый капитал, который раньше вообще налоги не платил. Поэтому нельзя сказать, что мы перетягиваем существующий бизнес из других регионов.

Алексей Кучеренко

Офшоры невозможно закрыть из центра, так как субъекты Федерации имеют право предоставлять налоговые льготы. Однако даже сегодняшнее законодательство содержит некоторые ограничения на финансирование тех субъектов Федерации, которые нарушают бюджетное и налоговое законодательство. А предоставляя индивидуальные льготы, они это делают. Поэтому при наличии политической воли надавить на регионы и сократить количество офшоров возможно. При этом не надо забывать об усилении налогового администрирования, на чем настаивают работающие с Россией международные организации. Если организация зарегистрирована на одной территории, а работает на другой, то и налоги она должна платить по месту деятельности. Сегодня этот вопрос - я знаю по примеру Калмыкии - решается преимущественно силами налоговой полиции. Однако у МНС слаба техническая база, и во многом это тормозит процесс.

Татьяна Румянцева

Логика Минфина справедлива. Если регион хочет стимулировать производство, он может снижать ставку налога на прибыль. Офшоры же не только порождают перераспределение финансовых потоков из других регионов, но и наносят вред самим себе. Местные власти решают сиюминутные задачи обеспечения бюджетных поступлений в ущерб долгосрочному развитию региона. Конечно, офшоры в принципе надо постепенно прикрывать. Но при этом не нужно делать резкие движения, как в Калининграде в начале этого года. Лучше, если это будет сделано посредством принятия соответствующих законодательных актов, а не перерасчетом трансфертов. Сегодня президент вполне контролирует ситуацию, и несмотря на сопротивление офшорного лобби, от зон льготного налогообложения вполне можно избавиться до 2005 г.

Григорий Выгон

Те регионы, у которых есть собственная промышленность и которые максимально завязаны на федеральный центр, пойдут на закрытие офшоров. А такие субъекты Федерации, как, например, Калмыкия, у которой существенная часть доходов бюджета формируется за счет предоставления налоговых льгот и отсутствуют бюджетообразующие предприятия, естественно, будут упорствовать до конца. Потому что выбор тут небольшой. Тем более что принятая в августе 1999 г. поправка к первой части НК ввела понятие стационарного рабочего места и дала субъектам Федерации возможность получить свои доходы независимо от места регистрации предприятия. Поправка гласит, что если у предприятия 98 человек работают в Москве, а двое в Уфе, то налог так и будет распределяться - 98% и 2% соответственно.

Сергей Мамедов

Сергей Мамедов