FT500: Хищникам пора на диету


Многие из головокружительных взлетов нынешнего года - результаты больших слияний. Из первых 25 компаний основного списка четыре заняли свои высокие позиции благодаря многомиллиардным сделкам. Британская компания Vodafone поглотила германскую Mannesmann. Слились американские фармацевтические компании Pfizer и Warner-Lambert, а GlaxoSmithkline представляет собой результат объединения двух крупнейших фармацевтических групп. Телекоммуникационная компания Verizon - это GTE плюс Bell Atlantic. Общий объем сделок по слиянию и поглощению в мире составил в прошлом году более $3,495 трлн, тогда как в 1999 г. составлял $3,311 трлн. В США этот показатель вырос с $1,630 трлн до $1,830 трлн. Это еще не все. Самая крупная сделка 2000 г. не отражена в рейтинге. America Online и Time Warner объявили о слиянии в январе прошлого года, но завершено оно было только в январе текущего, спустя несколько дней после того, как был составлен список FT 500. Теперь место AOL Time Warner в первой десятке: рыночная капитализация объединенной компании составила на 30 апреля $220 млрд.

В 2000 г. было также объявлено о поглощении американского оператора сотовой связи Voicestream немецким гигантом Deutsche Telekom и британского оператора Orange французским гигантом France Telecom. Эти сделки еще не завершены. А крупная сделка по поглощению промышленной группы Honeywell концерном General Electric в настоящее время проходит тщательную проверку антимонопольных органов по обе стороны Атлантики.

Нет никаких сомнений, что волна объединений, которая сопровождала "бычий" рынок конца 90-х гг., помогла многим компаниям подняться в списке FT 500. Однако с начала 2001 г. число крупных сделок идет на убыль в основном из-за спада на фондовых рынках и страхов по поводу быстрого замедления темпов роста экономики США. В I квартале текущего года общий объем сделок почти на две трети меньше аналогичного показателя за минувший год. В ближайшие годы вряд ли возможно появление гигантов "новой экономики", подобных AOL Time Warner, Vodafone-Mannesmann или Vivendi-Universal. Теперь чаще совершаются небольшие сделки, связанные с меньшими рисками. Единственным исключением остается сектор финансовых услуг, на долю которого приходится значительная часть общего объема слияний и поглощений в этом году. Но без телекоммуникационных компаний, компаний сектора высоких технологий и медиа-компаний рынок слияний вряд ли будет таким активным.

Консолидация продолжится только в отдельных секторах. К примеру, фармацевтические группы готовятся к очередному витку сделок. Руководители GlaxoSmithkline намекают, что не отказались бы еще от одного большого объединения, а American Home Products слишком долго остается "незамужней". Кроме того, спад на фондовых рынках сделает неудачников легкой добычей для корпоративных хищников. Одновременно антимонопольные власти в США и Европе, скорее всего, продолжат тщательные проверки крупных сделок с целью обеспечения свободы конкуренции. В прошлом году было заблокировано слияние операторов связи MCI Worldcom и Sprint, задержано совершение сделки AOL и Time Warner и остановлено слияние конкурентов в области звукозаписи Warner Music и EMI. В текущем году Еврокомиссия уже успела отказать в объединении EMI и Bertelsmann и такая же судьба может постичь слияние General Electric и Honeywell. Очевидно, что большая часть сделок по слиянию и поглощению теперь будет приходиться на те секторы, которые пока мало консолидированы. Это, к примеру, энергетический сектор. Крупнейшая энергетическая компания списка FT 500 - немецкая E.on - занимает всего лишь 128-е место, но после завершения запланированного на начало 2002 г. слияния с британской PowerGen эта ситуация может измениться.

Хотя в течение следующих восьми месяцев на верхушке FT 500 наверняка произойдут серьезные изменения, похоже, что сделки по слиянию и поглощению компаний не будут тому главной причиной. Теперь скорее, чем когда-либо раньше, компании будут расти благодаря успехам своего бизнеса, а не благодаря "покупкам" на стороне.