Партнерство ради мяса


НЬЮ-ЙОРК, МОСКВА - Бразилия, являющаяся вторым по величине экспортером кур на мировом рынке, мобилизует свои ресурсы, чтобы стать еще больше, еще сильнее. Две крупнейшие бразильские компании, Sadia и Perdigao, бывшие до сих пор злейшими конкурентами на внутреннем рынке мороженого мяса, недавно объединили усилия для выхода на экспортный рынок. Одна из их целей - Россия. Однако наша страна на днях как раз ввела запрет на импорт бразильской животноводческой продукции.

Sadia и Perdigao, в рамках своей экспансии разместившие несколько месяцев назад акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, утверждают, что создают совместное предприятие под названием BRF Trading Company с единственной целью - выйти на развивающиеся рынки, такие, как Россия, а также некоторые африканские страны и страны Ближневосточного региона и Карибского бассейна.

В 2000 г. на рынки, на которых должна сфокусировать свою деятельность совместная компания, пришлось около 3% экспорта Sadia, что составляет $20 млн. Доля Perdigao оказалась еще меньше. Вместе с тем в обеих бразильских компаниях абсолютно уверены, что совместными усилиями уже в первый год работы они смогут продать в указанные регионы около 120 000 т свинины и птицы на сумму приблизительно $150 млн. Планируется, что BRF начнет работать уже через три месяца.

"Sadia и Perdigao пытаются пробиться на рынки, обладающие огромным потенциалом роста. В случае успеха этот шаг приведет к значительному укреплению их позиций в глобальном масштабе", - считает Роберто Гуэрра, аналитик чикагского отделения рейтингового агентства Fitch.

Создание совместного предприятия двумя злейшими конкурентами свидетельствует о тенденции, обозначившейся в Бразилии. В настоящее время Министерство развития, промышленности и внешней торговли страны широко пропагандирует идею создания экспортных консорциумов. А председатель бразильской Ассоциации пищевой промышленности Эдмундо Клотц заявил, что примеру Sadia и Perdigao, по всей вероятности, последуют и другие компании по производству продуктов питания. Клотц предположил, что следующим шагом станет слияние двух компаний.

Основной специализацией обеих компаний является торговля мороженым мясом и мясными продуктами. В 2000 г. на внутреннем рынке мороженого мяса, в основном птицы, доля Sadia составила 53%, доля Perdigao - 31%. Объединение двух колоссов фактически сделает их монополистами в этом секторе.

Впрочем, для Бразилии такие союзы не новость. В 2000 г. антимонопольный комитет страны дал добро на создание Companhia de Bebidas das Americas, объединившей конкурирующих производителей напитков Brahma и Antarctica. И это несмотря на то, что вместе обе компании стали контролировать 42,5% внутреннего рынка напитков и 72% рынка пива.

Представители США, основного конкурента Бразилии на мировом рынке мороженой птицы, утверждают, что ничуть не обеспокоены объединением Sadia и Perdigao. "Масштабы нашего производства и экспорта существенно превосходят бразильские", - говорит Джеймс Самнер, президент Совета США по экспорту домашней птицы и яиц. По данным Министерства сельского хозяйства США, в 2000 г. Соединенные Штаты экспортировали на мировой рынок 2,5 млн т мяса цыплят-бройлеров на сумму $1,6 млрд. Для сравнения: в том же году экспорт Бразилии составил 900 000 т на сумму $805,7 млн.

И все же... На долю Sadia и Perdigao приходится около половины всей экспортируемой из Бразилии продукции в этом секторе. "Если затея с созданием СП окажется удачной, а со временем мы это узнаем, - говорит Пол Эйхо, президент консалтингового агентства Poultry Perspective, - то, может быть, и впрямь [крупнейшим экспортерам американской домашней птицы] Tyson или Perdue стоит объединиться с Sadia или Perdigao и стать сильнейшими в мире".

Экспансия Sadia и Perdigao на новые рынки совпала по времени с запретом в России импорта мясопродуктов из Бразилии (на днях в одном из штатов обнаружили случаи заболевания ящуром). Тем не менее в России бразильские свинина и курятина уже хорошо известны. Как рассказывает Виктор Яцкин, председатель комитета по торговле Мясного союза, в прошлом году итальянский филиал Sadia, отвечающий за Россию, организовал в Московской торгово-промышленной палате семинар для отечественных мясопереработчиков. С тех пор бразильское мясо активно поставляют в Россию. По оценкам Яцкина, бразильская свинина занимает порядка 10% от всего объема импорта свинины в Россию, курятина - около 5%. И если сравнивать бразильскую курятину с американской, то последняя пока вне конкуренции. По словам Ярослава Кондрашова, коммерческого директора компании - импортера мяса Food Trade, "бразильцы выбрали не то время для расширения поставок окорочков - сейчас этот сегмент отдан американцам, заметно снизившим цены". (Использованы материалы АР, 9. 05. 2001.)