Кристальная прозрачность


Пятая статья из цикла, посвященного системе корпоративного управления. Первая была опубликована 23 апреля, вторая - 27 апреля, третья - 7 мая, четвертая - 14 мая.

Один из важнейших элементов корпоративного управления - раскрытие компанией информации о себе. Без этого невозможно эффективное участие акционеров в управлении. Невозможны привлечение внешнего финансирования и эффективное развитие компании. Сегодня в России права акционеров на информацию законодательно обеспечены явно недостаточно. Предусмотрены лишь самые общие обязанности руководства компании по информированию собственников: один раз в год им предоставляется отчет, структура которого определяется составителями отчета. Из всего годового отчета регламентирована только его бухгалтерская часть, что, к сожалению, не гарантирует необходимой прозрачности.

Между тем для обеспечения прав акционеров менеджмент компании должен гарантировать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся деятельности компании, ее финансового положения, результатов деятельности, собственности и руководства. Для этого информация, помещаемая в отчет, должна содержать: результаты финансовой и операционной деятельности; задачи компании; сведения о крупных инвестициях в другие компании и связанном с этим распределении голосов; список членов правления и главных должностных лиц, а также получаемое ими вознаграждение; прогнозируемые факторы риска; сведения о работниках и других лицах, заинтересованных в деятельности компании; описание структуры и политики управления.

Чрезвычайно важно, каким образом и на основе каких стандартов составляется информация. Сейчас уже никто в России не сомневается в необходимости составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО или ОПБУ США). Использование МСФО позволяет минимизировать риск приукрашивания менеджментом реального положения дел в компании, так как эти стандарты базируются на осторожных оценках финансовых результатов и предполагают реальную оценку активов исходя из их возможности приносить предприятию доход. Они требуют отражения реальных расходов и обязательств компании, что дает истинное представление о ликвидности бизнеса и финансовых рисках. Важно, чтобы именно эта отчетность своевременно предоставлялась акционерам.

Однако простого предоставления отчетности по международным стандартам недостаточно. Чтобы отчетность вызывала общественное доверие, она должна быть проаудирована.

Современная экономика быстро меняется, и годичный цикл отчетности для многих компаний оказывается неоперативным и не позволяет акционерам принимать своевременные решения и в конечном итоге эффективно управлять своим капиталом. Поэтому многие компании составляют отчетность по МСФО чаще, нежели раз в год. Среди наших клиентов около 20% составляют полугодовую и около 30% - квартальную отчетность по международным стандартам.

Отчетность компании должна быть прозрачной и доступной не только для акционеров, но и для иных пользователей информации или заинтересованных лиц - кредиторов компании, деловых партнеров, налоговых органов и т. д. С этой целью она должна публиковаться (вместе с заключением аудиторов) своевременно в доступных для пользователей СМИ.

Раскрытия только финансовой информации недостаточно для характеристики деятельности предприятия. Компаниям необходимо стремиться к обеспечению прозрачности и в иных сферах деятельности: инвестиционных планах, политике в области управления персоналом, исследованиях и разработках, маркетинге, защите окружающей среды. Никто не требует раскрытия информации, которая ставила бы под угрозу законные интересы компаний или ослабляла бы их конкурентные позиции. Напротив, открытость компаний, ясное декларирование ими своих целей привлекают к ним и благосклонность общества, и капиталы.

Автор - старший партнер по аудиту "PricewaterhouseCoopers Россия"