Неправильная система


- Окончательно ли решен вопрос о строительстве трубопровода до Пригородного? "Роснефть" утверждает, что модернизация терминала Де-Кастри обойдется в два раза дешевле.

Неправильная система.

Губернатор Сахалина Игорь Фархутдинов считает, что право на вылов рыбы должно выдаваться компаниям, заплатившим больше всего налогов.

Рыба, нефть и газ - главные источники доходов для Сахалина. Губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов был первым в России региональным лидером, подписавшим соглашение о разделе продукции с инвесторами, вкладывающими в добычу полезных ископаемых. Бизнес возлагал на СРП большие надежды, поскольку этот налоговый режим гарантирует неизменные правила игры, правительство и региональные власти ждали от соглашений притока крупных инвестиций. Но губернатор говорит об СРП скорее с грустью, чем с энтузиазмом. Сейчас на Сахалине работает два проекта СРП - "Сахалин-1" и "Сахалин-2". По его словам, все получается не так, как задумывалось, и виновато в этом государство. Еще один повод для головной боли губернатора - введенная в этом году аукционная система продажи квот на вылов рыбы и морепродуктов. По мнению Игоря Фархутдинова, подобная система губительна для отрасли. О своем взгляде на эти проблемы сахалинский глава рассказал в интервью "Ведомостям".

- Вы выступили против аукционной продажи квот для рыбаков. Что вы предлагаете взамен? - Проблема в том, что возможности наших рыбаков значительно больше общедопустимого улова. В Сахалинской области есть примерно 600 рыболовных судов. Они могут выловить в год примерно 1 млн т водно-биологических ресурсов. А квота составляет 500 000 т. То есть мощности наших судов в два раза больше возможностей моря. Это первая проблема, из-за которой происходит браконьерство. Но с помощью аукционов мы добились только увеличения браконьерства. Вы знаете, что квоты на вылов краба достигали $12 за килограмм? Это почти в два раза дороже розничной цены на самом дорогом, японском рынке. Получается, что компании покупали не квоты, а право на выход в море и, чтобы просто окупить это право, им нужно выловить в два раза больше крабов. А чтобы получить прибыль - еще больше. Государство сознательно толкает рыбаков на браконьерство. Вторая проблема, как ее видит правительство, - это коррупция чиновников. Я не могу утверждать, что ее нет, но почему-то считается, что все коррупционеры находятся за пределами Садового кольца. Правительство предлагает 20% квот продавать на аукционах. Но разве это решает проблему коррупции? Получается, что эти 20% квот они вроде бы вывели из-под коррупции, а остальные 80% - нет. Я предлагаю другую схему. Распределять ресурсы должен не чиновник, а объективные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В конце года мы смотрим, сколько наши рыбаки заплатили налогов с тонны рыбы, и расставляем их в соответствующем порядке. Впереди у нас будет стоять "Гидрострой", который заплатил в 2000 г. 900 руб. с тонны водно-биологических ресурсов, на втором месте, допустим, "Кук" и т. д. А напротив будут стоять потребности этих предприятий в ресурсах. И если этих 500 000 т хватит на 150 предприятий, которые наиболее эффективно платят налоги, то 151-е предприятие ничего не получит.

- Как в эту схему вписываются иностранные компании? - Если давать квоты иностранцам, наши перерабатывающие предприятия погибнут. Иностранец не повезет рыбу на наш завод.

- Вы первый губернатор, который подписал с инвесторами соглашение о разделе продукции. На проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" возлагались большие надежды. Все ли получается так, как вы задумывали? - Получается не так, как мы задумывали. Мы задумывали, что дело будет идти быстрее, а движемся мы очень медленно. Все эти годы с инвестора незаконно взимался НДС, хотя по закону налоговые органы не должны были этого делать. Как вы понимаете, это не добавляет инвестору уверенности в завтрашнем дне и, конечно, лишает его оборотных средств. До сих пор нет необходимых подзаконных актов. Нет, допустим, порядка возмещения НДС - это ни в какие рамки не лезет. Нет унифицированного положения о сертификации оборудования. Чтобы поставить одну только платформу "Моликпак", нужно было получить более 2500 согласований. - Сейчас "Сахалинская энергия" не платит роялти - они идут в зачет возмещения НДС...

- По крайней мере, они стараются это сделать, и это совершенно нормальное желание.

- Но это не вполне справедливо по отношению к Сахалинской области, поскольку НДС поступал в бюджеты многих регионов, а возмещается он за счет вашей доли роялти.

- Мы даже на это согласны. Главное - быстрее его вернуть. - Когда может начаться раздел продукции по двум работающим проектам? - Эта дата сильно зависит от программы полномасштабного освоения. По "Сахалину-2" она будет утверждена через месяц, я думаю.

- Полномасштабное освоение предполагает добычу не только нефти, но и газа. Ваши соседи-губернаторы уже имеют на него виды. Планируются ли поставки газа в Дальневосточный регион? - Нужно понимать, что, пока газ не будет поставляться на зарубежный рынок, губернаторы его не получат и Сахалин его тоже не получит. Я очень хочу, чтобы у всех прекратились энергетические проблемы, но на строительство трубопроводов нужны миллиарды долларов. У государства нет таких денег. Продажа газа в Японию - это одновременно газификация Сахалина, по которому пойдет труба. Продажа газа в Корею - это газификация материковой части, газопровод как раз пойдет через Хабаровский край.

- Мало ли кто что говорит - это во-первых. Во-вторых, строительство трубопровода - это капвложения. Можно выиграть на уровне капвложений, но потом проиграть на эксплуатации. Если транспортировка нефти оттуда будет обходиться в $4, а с юга Сахалина - в $1, то через год вся разница в капвложениях будет съедена. Мы не собираемся ни с кем спорить. По "Сахалину-2" этот вопрос давно решен - трубопровод пойдет на юг до Пригородного. Есть технико-экономическое обоснование, которое делали 22 российских министерства.

- Раз уж мы заговорили о спорах с "Роснефтью", то компания ставит вам в вину бесконкурсную передачу лицензионных блоков, прилегающих к проекту "Сахалин-6", компании "Альфа-Эко". - Они жаловались на меня [представителю президента в Дальневосточном округе Константину] Пуликовскому и даже собирались в суд подавать, но не подали, потому что по закону конкурс не нужен. Более того, для государства он был бы невыгоден. "Роснефть" добывает нефть на севере Сахалина и переправляет на материк, а мы потом оттуда возим бензин в сложных ледовых условиях. Собственный НПЗ есть только у компании "Петросах", которую арабы (компания Nimir Petroleum. - "Ведомости") в прошлом году продали "Альфе". Мы, кстати, были заинтересованы в этой сделке, поскольку в ее условиях - увеличение нашего пакета акций с 5% до 10% и рост объема производства. Но у "Петросаха" только три скважины, которые уже перестали фонтанировать, а участок "Сахалин-6" совсем рядом, и "Альфа" готова вести там разведку за свои деньги. Я послал в МПР телеграмму в поддержку "Альфы". Что в этом плохого? Если бы я стал поддерживать в этом вопросе "Роснефть", которая работает на другом конце Сахалина, вы бы на меня посмотрели как на человека неразумного или коррупционера.

- Как вы относитесь к идее Анатолия Чубайса об экспорте электроэнергии с Сахалина в Японию? - Сама по себе идея совершенно неплохая. Никаких возражений у меня нет. Конечно, лучше экспортировать готовую продукцию, ведь газ - это первичный энергоноситель, а электроэнергия - вторичный. Но осуществить этот проект будет очень сложно. Это обойдется в $10 - 12 млрд. Более реальная и нужная для Сахалина вещь - это тоннельно-мостовой переход, который соединит остров с материком. Проект будет, видимо, окупаемый. У нас на юге три незамерзающих порта, и после строительства тоннельно-мостового перехода их загрузка резко возрастет. - Администрация Сахалина заявляла о своем желании купить "Сахалинэнерго". Вы сейчас ведете переговоры с Анатолием Чубайсом? - Это бесполезно. Мы построили первую очередь Ногликской электростанции и хотели обменяться пакетами, но РАО "ЕЭС России" не хочет, а своих денег у нас нет.

- "Роснефть" собирается инвестировать деньги в добычу угля на Сахалине. На какой стадии ваши переговоры? - Все идет нормально. Мы подписали соглашение с "Роснефтью" и будем добывать уголь вместе.

- В чем предмет соглашения? - "Роснефть" готова инвестировать в угольную промышленность Сахалина до $80 млн. Она собирается купить акции нескольких шахт и разрезов. Кстати, "Роснефть" уже купила контрольный пакет Бошняковского разреза. Деньги в угле быстрые, гораздо быстрее, чем в нефти. $10 млн уже через год могут дать серьезную отдачу.