Однолюб


Однолюб.

Любовь к книгам Олег Седов превратил в бизнес, создав издательство "Амфора".

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Генеральный директор петербургского издательства "Амфора" Олег Седов не изменил своей первой любви - книгам. "Мое детство прошло в условиях тотального дефицита книг, а у меня была неутолимая жажда чтения", - вспоминает Седов. Ему 33 года, так что он хорошо помнит времена продажи книг в обмен на сданную макулатуру, розыгрыша подписок на многотомники, а затем систему коммерческих книжных лотков, где можно было втридорога купить любые издания. "Бабушка сделала мне царский подарок - оформила подписку на огоньковские собрания сочинений, - продолжает он. - Я очень хорошо помню состояние, когда приходишь на почту за новой книгой, ждешь, гадаешь, как она будет выглядеть, о чем она".

Седов признается, что такое же нетерпение испытывает и сегодня, когда ему приносят сигнальный экземпляр: "Только сейчас, чтобы получить новую книгу, нужно потратить не пять рублей, а $5000 - вот и вся разница". Бизнесмен уверяет, что не знает другого дела, кроме издательского. Так уж ему повезло - заниматься тем, чему учился. Седов окончил филологический факультет Петербургского университета. Мы беседуем в сетевом ресторане "Европа", который не имеет ничего общего с одноименным петербургским отелем. Особенность этих ресторанов - огромные порции, поэтому мы решаем ограничить свой выбор салатом и десертом. Фирменный салат "Европа" - грамотная вариация на тему оливье - приносят в гигантских мисках, а десерты - фрукты со взбитыми сливками - в круглых стеклянных вазочках. (Кажется, в интеллигентных домах принято было раньше ставить такие на праздничный стол, наполнив конфетами.) Качественная литература в какой-то момент не то чтобы исчезла, но отступила на второй план. Однако спрос на нее не пропал. По мнению моего собеседника, "Амфора" первой обратила внимание на этот благодатный рынок. Издательство появилось в разгар кризиса 1998 г. Седов вспоминает, как приехал в Озерки, в гости к своему другу Вадиму Назарову (тоже издателю), и предложил ему сделать что-нибудь новое. В результате Седов стал директором, а Назаров - главным редактором издательства. Деньги на новое дело дали друзья - начальные вложения составили несколько сот тысяч долларов. "Документы на регистрацию мы подали 27 октября. Казалось, экономически это был очень неудобный момент и открывать что-то новое - безумие, - продолжает он. - Существовавшие в то время издательские структуры не обратили внимание на пустующие секторы рынка. А у нас исподволь готовилась программа подачи хорошей, качественной литературы, не только интеллектуальной, но и просто хорошо написанной". В "Амфоре" с самого начала заботились не только о содержании, но и об оформлении, например придумали нестандартный формат. Теперь, когда читатели привыкли к нему, "узкие" книжки пытаются выпускать другие издательства. "Защитить свои права на формат книги практически невозможно, - говорит Седов (похоже, что новоявленные пираты его не очень волнуют). - Но ведь мало задать книге определенные размеры, нужна гармония формы и содержания". "Амфора" - не первый издательский опыт Седова. В начале 90-х гг. он работал в издательстве "Северо-Запад" - самом большом и модном на тот момент. Там познакомился с Вадимом Назаровым. "После этого он создал "Азбуку", а я возглавил "Симпозиум", - вспоминает Седов. Потом появилась "Амфора". "Кстати, откуда взялось название? " - интересуюсь я. Седов рассказывает, что в середине 90-х гг. крупные московские книжные магазины еще не обзавелись компьютерными системами учета и делали платежи по алфавиту. Поэтому с теми, кто был в начале списка, расплачивались вовремя, а остальным вытаскивать деньги было сложно. "Это, конечно, шутка", - тут же говорит Седов и рассказывает, как с университетским приятелем шел по Невскому проспекту и попросил его придумать название для нового издательства. "Мы заходим в книжный магазин, открываем словарь и начинаем читать все, что есть на букву А. Как только доходим до слова "амфора", я говорю: стоп, вот хорошее название". В "Амфоре" любят игру со словом - чего стоит серия "Славянский шкаф", объединившая Кундеру, Мрожека, Павича. "Сербская литература сейчас - одна из лучших. Видимо, чем больше в стране проблем, тем лучше литература", - говорит мой собеседник. Недавно он был в Белграде, встречался с Павичем и Гораном Петровичем, лучшим из "молодых" сербов. Вообще-то план публикаций составляет главный редактор, но последнюю точку в нем ставит директор издательства. Филологическое образование и опыт дают ему такое моральное право, считает Седов. "За 10 лет работы с книгой у меня сформировалось просто звериное чутье - пойдет, не пойдет". За 2000 г. производство увеличилось в пять раз, сейчас "Амфора" выпускает около 20 книг в месяц. Мой собеседник перечисляет достижения и открытия своего издательства - самое большое в мире собрание Кортасара, собрание сочинений Борхеса, японский писатель Харуки Мураками и американский физик Стивен Хокинг, Павел Крусанов, своим романом "Укус Ангела" открывший серию современной российской литературы "Наша марка", детективы о судье Ди, написанные голландским послом в Китае Робертом ван Гуликом. Редакционный план дает практически полное представление о литературных пристрастиях моего собеседника. Он с гордостью говорит, что не читает книжки других издательств: "Все, что мне интересно, издается в "Амфоре". Это литература, которую сложно назвать массовой, хотя у нас больше 1,5 млн читателей. Достаточно для сбора подписей на выдвижение в президенты. Причем выборка очень приличная - интеллигенция, бизнес-элита". "Амфору" хорошо знают в двух столицах, однако в Москве такое издательство появиться не могло бы, считает издатель. "Москва, имея большие деньги, особо не озабочена созданием интеллектуального продукта, проще потом этот продукт купить, - полагает Седов. - Традиционно в последние 10 лет все know how в книгоиздании разрабатывались в Петербурге - здесь появились первые массовые серии, новый взгляд на книжный дизайн, те же форматы, а Москва просто шла проторенными путями". На его взгляд, для издателя существует два пути, чтобы сохранить и приумножить свои деньги. Первый - нащупать какой-нибудь национальный бестселлер, вроде Марининой, который будет продаваться миллионными тиражами. Второй - подбирать добротные книги, которые стабильно продаются. Очевидно, что "Амфора" идет по второму пути и добилась доверия к своему брэнду. "Сейчас мы можем издать любую книгу, и первый тираж гарантированно будет продан, судьба второго уже зависит от качества книги", - говорит мой собеседник. Издатель легко оперирует экономическими терминами, но от идеи получить второе высшее образование недавно отказался. "Почитав учебники, я понял, что экономика - самая неразвитая наука на сегодняшний день, - утверждает Седов. - Несмотря на то что все посылы подчиняются законам формальной логики, на уровне конечного результата начинается полный бардак. Например, существует 5 - 7 формул подсчета рентабельности предприятия. Но компоненты этих формул, если их выстроить в ряд, начинают противоречить друг другу. И самое удивительное: если переложить на все эти семь формул результат работы конкретного предприятия, вы получите разброс от нуля до миллиона".

Когда-то Олег Седов пытался изучать японский язык. Но, проучившись год на восточном факультете, понял: чтобы по-настоящему разбираться в иероглифах, надо положить на это всю жизнь. В результате жизнь заполнили совсем другие проблемы. Мой собеседник признается, что тоже не чужд творчеству и в студенческие времена много писал. Использовать служебное положение, чтобы публиковать свои собственные сочинения, он не хочет: "Чтобы соответствовать "Амфоре", надо написать очень качественный текст. Я могу написать очень качественный текст, но для этого мне нужен год затворничества. Уйти из бизнеса на целый год я не могу".