Уставные отношения


Невнимание к важнейшей юридической проблеме написания нового устава ОАО "Российские железные дороги" в состоянии погубить железнодорожную реформу, несмотря на довольно качественно разработанную концепцию.

Многомесячная эпопея по принятию программы реформирования железнодорожного транспорта завершилась 19 мая 2001 г. - через девять месяцев после своего начала (один мой знакомый по этому поводу говорил: "Все равно меньше чем за девять месяцев ничего хорошего не получиться не может! "). Министерство путей сообщения может почивать на лаврах. Пока. Потому что закончился только первый раунд и начинается второй, куда более трудный и опасный, причем не только для руководства министерства, но и для государства в целом.

Первая проблема - устав ОАО "Российские железные дороги". Это должен быть уникальный документ. Он должен включать в себя анализ всего негативного опыта РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и многих других компаний. Он должен обеспечивать прозрачность деятельности ОАО РЖД для государства и свободу принятия решений для менеджмента компании. Он должен будет исключать возможности хищений и не мешать реструктуризации и освобождению от лишних активов. Он должен удовлетворить и нынешнее руководство МПС, и его оппонентов в правительстве. Наконец, он просто должен не противоречить законодательству.

Работа над таким документом займет не один месяц. Не вызывает сомнений, что он возникнет в нескольких вариантах и будет приниматься еще много месяцев в тяжких муках. И нет никаких сомнений, что если первоначальные варианты будут удовлетворять основным требованиям, то конечный вариант может оказаться абсолютно неприемлемым. Причем если споры о сущности программы реформирования, в общем, можно было обсуждать публично, поскольку вопросы касались вещей понятных, то с уставом ситуация иная. Спорить здесь могут только специалисты по гражданскому праву, которых в составе правительственных институтов не так уж и много. Так что о негативных последствиях мы сможем узнать только тогда, когда будет уже поздно что-либо менять.

Но это еще не все. После принятия устава необходимо будет наделить новое общество имуществом. Сейчас все имущество, находящееся на балансе МПС, является государственной собственностью. Собственность любого ОАО по определению является частной, а переход государственной собственности в частную называется приватизацией. Как устроена приватизация в России - известно всем, в связи с чем возникает масса вопросов. Как будет оцениваться это имущество? Как оно будет передаваться на баланс новому акционерному обществу? Как взнос в уставный капитал? Или просто передачей в хозяйственное ведение? Ответов на эти и многие другие вопросы до сих пор нет. Кроме того, на балансе МПС находится колоссальный объем имущества, которое, в принципе, никак не связано со спецификой деятельности МПС. Автомобили, землеройная техника, здания и сооружения и многое другое. Что останется от этого имущества после совместного ознакомления с ним хозяйственников МПС, специалистов и лоббистов Минимущества - большой вопрос.

Все эти вопросы могут показаться несерьезными: мол, программа принята, в ней все написано. Однако, как известно, дьявол таится в деталях. Не исключено, что, блестящая по качеству (если сравнивать с другими вариантами программ, например программой реформирования РАО "ЕЭС России"), она будет сильно скомпрометирована неудачным исполнением. По этой причине уже сейчас стоит задуматься - не об ответах на поставленные вопросы, таких ответов пока просто не существует, - а о процедуре поиска этих ответов.

Автор - директор по стратегическому планированию компании "Современные бизнес-технологии"