Время - деньги


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Город с имперским прошлым, Петербург стал основным поставщиком антиквариата на российский рынок. Второй антикварный салон, завершившийся в воскресенье в Петербурге, отразил достоинства и недостатки местного рынка - богатого и разнообразного, но сумбурного и ограниченного внутренним спросом.

Второй антикварный салон, учрежденный московской компанией "Экспо-Парк. Выставочные проекты", проходил в Петербурге с 22 по 27 мая в залах Этнографического музея. В нынешнем биеннале участвовало 15 петербургских фирм и салонов.

Существуют две основные формы торговли антиквариатом, которые на мировом уровне смешивать не принято. Первая форма представлена антикварными галереями, которые и формируют художественный рынок. Вторая форма - это жанр antic fair - ярмарок, на которых уместна продажа мебели красного дерева, зареставрированной или наполовину новодельной. Если все перемешать, получится вкусовщина, которой грешат как петербургские, так и московские салоны.

На нынешнем салоне одни антиквары стремились показать самое интересное, чтобы обозначить специфику фирмы и заинтересовать покупателя, стенды других напоминали лавку старьевщика: всего много и все в куче.

В целом антикварные салоны предназначены скорее для широкой публики, а не для покупателя-знатока. Настоящие произведения искусства на них появляются редко и от соседства с вещами более низкого качества только проигрывают.

Уровень живописи на московских салонах значительно выше, чем на питерских: среди реалистов встречаются мирискусники, "Бубновый валет" и даже авангард. В Петербурге таких вещей не предлагают, рынок сконцентрирован на определенном периоде и стиле. Антиквары продают то, что просит покупатель, а тот покупает отчасти то, что предлагают, - живопись второй половины XIX в. в золоченых рамах. Лучшие живописные вещи нынешнего салона - "Неверие Фомы" Репина, "Портрет Лермонтовой" Яковлева, "Вид Царскосельского дворца" Гауша. Магазин "XIX век", специализирующийся на старинных ювелирных украшениях, выставил коллекцию брошей, подвесок и колье в стиле модерн. Есть в листе и серебряная модель памятника Ивану Сусанину работы Демут-Малиновского.

Петербургские мероприятия для "Экспо-Парка" пока убыточны. "На петербургском рынке антиквариата непредсказуемость появления тех или иных вещей сочетается с очень низкой покупательной способностью горожан", - считает Виктория Крупник, генеральный директор салона "Невский, 86".

Между тем цены на предметы старины в Петербурге ниже московских, и многие московские коллекционеры - например, приехавший на открытие Илья Глазунов - предпочитают покупать антиквариат в Северной столице. Достичь европейского уровня петербургскому антикварному рынку мешают и ограниченность предложения (преимущественно живопись, мебель, бронза и фарфор второй половины XIX в.), и установка на сиюминутный коммерческий успех, мешающий созданию имиджа отдельных салонов. Практически отсутствуют восточные вещи, ковры (их предлагает только салон "Санкт-Петербург"), коллекционные гравюры и вошедшая в моду старинная фотография.

Участники салона считают, что проводить такие мероприятия, несмотря ни на что, следует и в дальнейшем. По мнению Владимира Шейко, директора салона "Абим Плюс", "петербургские вещи составляют примерно 50% российского антикварного рынка. Цель салона - оживить и разнообразить культурную жизнь города, привлечь внимание покупателей к действительно интересным вещам. Петербург не должен быть колонией, откуда все ценные вещи вывозятся в Москву".

Петербургский салон был специально приурочен к Дню города и стал частью праздничной программы. Однако некоторые антиквары считают, что время проведения Второго антикварного салона выбрано неудачно: он почти совпадает с венским аукционом Doroteum и с "русским" аукционом на SothebyХs в Лондоне.

Традиционная некоммерческая часть на Втором салоне состояла из нескольких выставок - они представляли историю российского государства в монетах, дореволюционную петербургскую фотографию и живопись художника-символиста начала ХХ в. Григория Гольдштейна. Картины Гольдштейна всплыли на антикварном рынке только в 1999 г., когда внук художника решил расстаться с картинами деда, и сразу стали сенсацией на новой волне интереса к модерну.