Тест на выживаемость


Зачем вполне респектабельные люди гоняют на своих джипах-внедорожниках по пересеченной местности? Участники трофи-рейдов (именно так называются экстремальные гонки) не скрывают, что их цель - "снять стресс и потратить деньги". От обычных автогонок трофи-рейд отличается так же, как асфальтированное шоссе от пересеченной местности. Команда из четырех автомобилей должна пройти трассу, не потеряв ни одного участника. Если кто-то застрял в болоте или сломал мост о валун, ему помогают остальные. Главное условие - финишировать всем вместе.

Бывает, что экипаж обращается за помощью к организаторам. Тогда машина снимается с соревнований и, стало быть, претендовать на призовое место не может. Однако для приверженцев экстремальных гонок приз не главное. И, как правило, даже снятые с соревнований участники продолжают - уже неофициально - идти по маршруту. Просто так, для себя, потому что очень обидно, потратив время и деньги на подготовку, сойти с трассы. Петербургский Off-road & 4x4 Club уже пятый год проводит международные трофи-рейды. Они собирают более 100 экипажей из многих регионов России, стран Балтики, а также из Польши, Италии, Германии, Шотландии, Финляндии. Здесь представлены такие марки автомобилей, как Mercedes Gelendvagen, Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol Terrano, Suzuki Samurai, Land Rover Discovery и Range Rover, Mitsubishi Pajero, Chevrolet, "УАЗ" и "Нива". Возраст участников - от 27 до 45 лет, хотя ограничений здесь нет. Трасса протяженностью 1200 км проходит вокруг Ладожского озера. Каждый год, в пору белых ночей, команды - участницы трофи-рейда стартуют с Исаакиевской площади. Экипажам надо пройти участки, состоящие сплошь из непролазных болот, мелиоративных каналов, триалов (огромные каменные валуны), песчаных карьеров, рек, лесных зарослей и оврагов, и вернуться сюда же, испытав свои силы. В течение недели солидные, вполне благополучные люди вытаскивают застрявшие машины лебедкой, готовят себе пищу на костре, ночуют в палатках или прямо в машинах. "Здесь проверяется чувство локтя и взаимовыручки, - рассказывает начальник службы маркетинга клуба Off-road & 4x4 Club Елизавета Холманская. - Если в спортивных соревнованиях люди один на один бьются за результат и для них важно время прохождения трассы, то в трофи-рейде можно занять призовое место, даже придя последним". Каждый день состав экипажей меняется, причем подбор делает компьютер. Так что все участники рейда успевают познакомиться друг с другом. Экипажу выдается карточка, где в конце дня каждый оценивает своих партнеров по пятибалльной системе. Подыграть нельзя. Да и смысла нет. От действий напарника зависит успешное прохождение трассы.

По словам президента холдинга "Эко Феникс" Якова Ярошевского, одного из участников соревнований, во время трофи-рейда обнажается сущность каждого человека: "Если ты рискнул пойти на эти гонки, на эти испытания, значит - чего-то стоишь".

На "паркетном" джипе экстремальную трассу не пройдешь. Поэтому участники соревнований превращают свои и без того дорогие автомобили в вездеходы. "Прежде всего надо поставить специальные колеса в 35 дюймов, - рассказывает директор по PR казино "Гудвин" Сергей Воробьев, участвовавший в прошлогоднем трофи-рейде. - Каждое обходится примерно в $180 (а таких колес пять), электролебедка - $1000, рация - $300, навигационная спутниковая система (для ориентирования на местности) - от $400 до $1000. Еще вступительный взнос - от $250 до $350. А если во время прохождения трассы полетел мост или какая-то другая деталь машины, это дополнительные расходы. В общем-то нам хватило и $3000, все зависит от возможностей". Но те, кто уже заболел трофи-рейдом, на расходы не скупятся. Отвечая на вопрос анкеты "Зачем вы участвуете в трофи-рейде? ", многие так прямо и пишут: "Снять стресс и потратить деньги". "Для меня участие в рейдах - это скорее отдых, тем более что выкроить время для отпуска чаще всего не удается, - говорит Сергей Воробьев. - Да и валяться где-нибудь на пляжах в Турции скучно. Можно те же деньги потратить с большим удовольствием".

Яков Ярошевский считает, что трофи-рейд - это не только релаксация, но и способ неформального общения для крупных бизнесменов. "Не все успеваешь сделать в рабочее время в обычной обстановке, - говорит он. - Я довольно хорошо знаю по меньшей мере 15 команд. Ребята, знакомые по гонкам, приезжают ко мне за помощью и советом, я - к ним. Неожиданно рождаются и какие-то новые направления в совместном бизнесе, появляются новые партнеры". "На трофи все равны, как в бане, где не видно социального различия. Будь ты президент нефтяной компании из Москвы на крутом джипе или просто фанат на "УАЗике", - рассказывает Сергей Воробьев, - тебя оценивают по твоим личным качествам. Есть, конечно, и понты. Помню, ехал один экипаж на супернавороченной машине, со спутниковыми телефонами. Так вот, когда они сошли с трассы, их вытащил из грязи один поляк на своем заделанном "УАЗике". При этом оторвал себе мост. А они уехали, даже "спасибо" не сказали. После того как это стало известно, с ними никто не стал разговаривать. Впрочем, такие люди во второй раз не участвуют в рейдах".

Воробьев вспоминает, как его команда почти полтрассы тащила на буксире автомобиль, у которого полетела рулевая тяга. "Из-за этого мы опоздали на финиш, но не могли же мы их бросить", - говорит он. По словам Ярошевского, условия гонок очень напоминают бизнес в России: постоянно надо бороться, биться, преодолевать возникающие сложности.

"Гонки - это очень мужская вещь, проверка на выносливость. Есть и риск - чего только не происходит: машины по крышу в болоте увязают, переворачиваются", - говорит он. Топ-менеджеры и владельцы компаний - а их среди участников трофи-рейдов очень много - отмечают, что пройденные вместе испытания хорошо влияют на атмосферу в коллективе. В гонках участвуют две команды "Эко Феникса", в них входят как топ-менеджеры, так и сотрудники среднего звена. "У нас довольно жесткая структура вертикальной власти, не всегда сотрудники могут со мной нормально пообщаться, а тут можно обсудить какие-то вопросы ночью, в неформальной обстановке, сидя у костра", - говорит Ярошевский. Впрочем, экстремальные гонки помогают сплотить не только трудовой коллектив. Как показывает практика соревнований, минимум треть жен разделяет экстремальное увлечение своих мужей. Из представительниц прекрасного пола получаются хорошие штурманы. А если автомобиль преодолевает вброд реку, часто жена, сидя на капоте, указывает дорогу. "Недаром говорят, муж и жена - одна сатана. И если у мужей такое хобби, жены стараются их поддерживать, - комментирует присутствие слабой половины в рейде Сергей Воробьев. - А может, кто-то из жен идет на такие муки, потому что не хочет отпускать мужа на две недели одного. Хотя многие реально помогают. И потом, если видишь девушку в экипаже, всегда хочется помочь".