AOL и Sony устали от музыки


НЬЮ-ЙОРК - AOL Time Warner и Sony вновь ведут переговоры о продаже своего совместного маркетингового предприятия Columbia House. Потенциальным покупателем выступает немецкий медиа-гигант Bertelsmann, которому принадлежит BMG Direct, главный конкурент Columbia House.

Если эта сделка состоится, то на рынке маркетинга музыкальной и видеопродукции появится новый лидер. В США BMG Direct и Columbia House занимают в своем секторе 1-е и 2-е места соответственно.

Согласно одному из вариантов сделки Bertelsmann заплатит наличными приблизительно за 80% акций Columbia House. Один из двух основателей Columbia, скорее всего AOL, оставит у себя остальные 20% акций, чтобы гарантировать Bertelsmann поставку музыкальной и видеопродукции. По словам знакомых с ходом переговоров источников, стоимость пакета акций, предлагаемого немецкой компании, составит от $500 млн до $600 млн. Представители eCommerce Group (принадлежит Bertelsmann), Warner Music (принадлежит AOL) и Sony Music (принадлежит Sony) от комментариев отказались.

За последние полтора года было предпринято несколько попыток продать Columbia House медиа-гиганту Bertelsmann. Условия сделки до сих пор не определены, в частности из-за того, что любое соглашение между этими компаниями, скорее всего, будет тщательно проверяться антимонопольными органами.

Покупка Columbia House значительно усилит позиции Bertelsmann на рынке маркетинга музыкальной и видеопродукции. Кроме BMG Direct Bertelsmann владеет интернет-магазином CDnow (обе структуры входят в недавно созданную зонтичную компанию BeMusic, которая является подразделением eCommerce Group).

И все же аналитики отмечают, что в области маркетинга музыкальной и видеопродукции уже долгое время наблюдается спад, последняя фаза которого связана с усилением конкуренции со стороны интернет-компаний, таких как Amazon.com и CDnow. Бум в бизнесе наблюдался давно, когда индустрия звукозаписи переходила с виниловых дисков на компакт-диски и покупатели заменяли свои коллекции.

Columbia House довольно долго являлась лидером на рынке, но недавно уступила 1-е место BMG Direct, которая использовала довольно агрессивные стратегии для завоевания рынка. В прошлом году дела Columbia House значительно улучшились благодаря стабильным продажам цифровых видеодисков (DVD).

BMG Direct не занимается маркетингом DVD и видеокассет, но значительно опережает Columbia House в маркетинге музыкальной продукции. В общем, по оценкам экспертов, доходы BMG Direct составляют около $750 млн, количество клиентов - около 10 млн, а у Columbia House доходы достигают $1 млрд, количество клиентов - 14 млн.

Переговоры между AOL Time Warner и Bertelsmann о продаже Columbia House откладывались из-за ряда сделок, проводившихся обеими компаниями. Обе компании пытались объединить свой музыкальный бизнес с британской EMI Group, однако сделки расстроились из-за возражений, выдвинутых антимонопольными органами. В очередной раз переговоры возобновились несколько недель назад. Если сделка будет заключена, Columbia House наконец-то объединится с CDnow, что Time Warner и Sony планировали сделать еще в середине 1999 г. С тех пор Time Warner сократила объем инвестиций в Columbia House на $220 млн и объявила о поиске стратегических альтернатив этому бизнесу. А CDnow была куплена Bertelsmann. (WSJ, 13. 06. 2001).

МУЗЫКА ПИРАТОВ.

По оценкам Ассоциации торговли музыкальной продукцией (IFPI), каждая третья продаваемая в мире музыкальная запись является пиратской копией. Только в прошлом году количество пиратских компакт-дисков выросло на 25% до 640 млн шт. с 510 млн шт. в 1999 г. Если учитывать компакт-диски и кассеты, то по всему миру в прошлом году было продано около 1,8 млрд пиратских копий музыкальной продукции. Доходы пиратов составили $4,2 млрд - на $100 млн больше, чем в 1999 г.

По мнению специалистов IFPI, рост музыкального пиратства вызван распространением технологий записи на диски CD-R. Объемы продаж таких дисков с пиратскими копиями музыкальных произведений выросли в прошлом году до 165 млн шт. На их долю сегодня приходится более четверти всех операций пиратов.

Как считает председатель и генеральный директор IFPI Джей Берман, индустрия звукозаписи оказалась в очень непростой ситуации. "Нам угрожает традиционное пиратство на фабриках, появление коммерческого пиратства с дисками CD-R, а также копирование в Сети, где вообще нет никаких правил", - заявил Берман в интервью агентству Dow Jones Newswires.

В докладе IFPI говорится, что внутреннее пиратство процветает главным образом в Китае, России, Мексике, Бразилии и Италии. Крупнейшими экспортерами пиратской продукции являются страны Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, в особенности Украина.