Национальные перевозчики отстали от жизни


Дни национальных авиаперевозчиков сочтены. В последнее время эти компании существуют в условиях растущего экономического давления. С одной стороны, меняется отношение людей к путешествиям и разного рода перемещениям, с другой - изменения претерпевает и сама индустрия авиаперевозок. Все это ведет к постепенному вытеснению с рынка традиционных компаний-перевозчиков.

Последние недели ознаменовались бурными дебатами вокруг воздушного транспорта. Назначались новые генеральные директора, объявлялись новые государственные стратегии, поддерживающие национальные компании в их борьбе за выживание.

Как показали исследования Booz & Allen, невозможно примирить потребность общества в конкурентоспособном воздушном транспорте с сохранением монопольного статуса государственных компаний-перевозчиков.

Национальные перевозчики совместно с правительствами явились создателями современной авиационной индустрии. Эти компании всегда рассматривались правительствами как средство решения самых разных задач государственной политики: укрепления дипломатических отношений, оживления внутренней и внешней торговли, развития туризма и пр. Однако теперь роль воздушного транспорта в большинстве стран коренным образом изменилась.

Сегодня большинство граждан рассматривают возможность совершать перелеты как одно из своих неотъемлемых прав, а для руководителей предприятий в условиях динамично развивающегося бизнеса и нарастающей конкуренции эта возможность становится вообще жизненно необходимым элементом. Этим "новым путешественникам" не нужны ни отдаленные маршруты, ни "культурная программа". Их интересует дешевый и надежный сервис, который бы обеспечил им регулярный доступ к ближайшим деловым центрам.

Эти перемены способствуют развитию прямой конкуренции, появлению новых игроков, способных выбить почву из-под ног почивающих на лаврах национальных перевозчиков, которые часто оказываются неспособны адекватно отреагировать на сегодняшние требования. Привыкшие к своему исключительному положению, эти компании не готовы ничего менять: в них держится низкий уровень зарплат, не меняются устоявшиеся условия труда, руководство все так же следует идее "общественного служения". В результате для них становится невозможным принятие решений, базирующихся на коммерческих основаниях.

Ничтожная часть национальных перевозчиков перешла на коммерческую основу. Наибольшего прогресса достигли такие компании, как British Airways, Lufthansa и Air France. Остальные вынуждены противостоять растущему финансовому давлению.

Какое будущее ожидает национальных перевозчиков? Есть альтернативный путь - отказаться от идеи национальных авиалиний. Латинская Америка дает нам примеры такого подхода. Правительство Венесуэлы не препятствовало банкротству Viasa. Перуанское правительство дало зеленый свет LanChile и Taca - двум региональным перевозчикам с трансконтинентальными амбициями, отвоевывающим все большую долю внутреннего рынка. При этом национальный перевозчик LanPeru все теснее интегрируется в LanChile.

Возможно, не всем правительствам представляется приемлемым выходом отказаться от поддержки национальных перевозчиков. Однако другие варианты развития событий выглядят еще менее привлекательно. Необходимость перемен очевидна. Мало-мальски серьезный экономический спад - и национальные авиалинии окажутся раздавлены финансовыми трудностями. Политика в этой отрасли должна быть направлена на создание дешевой, высококачественной и жизнеспособной системы авиаперевозок. (FT)