Сможет ли ЗАО "Союзплодимпорт" сохранить права на водочные товарные знаки?


ФГУП "Росспиртпром" вместе с Минсельхозом собирается бороться за национализацию водочных товарных знаков "Московская", "Столичная" и др. В советские времена права на эти марки принадлежали ВВО "Союзплодоимпорт", но после его приватизации были проданы ЗАО "Союзплодимпорт". Недавно созданная при Минсельхозе новая структура - ГУП "Союзплодоимпорт" - собирается доказать, что именно она является правопреемником советского ВВО "Союзплодоимпорт".

Многое зависит от того, как оформлены документы. Но с точки зрения справедливости эти торговые марки всегда были общесоюзными и не должны принадлежать какой-то одной компании. Решения по многим другим маркам, насколько я знаю, принимались именно в таком духе. Особенно если учитывать, что компании ничего не вкладывали в создание и развитие подобных марок. Если обратиться к истории, то еще в 1992 - 1993 гг. возникли проблемы, связанные как раз с владением торговыми марками ["Московская", "Столичная" и др.]. И тогда Минсельхоз через "Роспатент" изъял эти торговые марки, поскольку они принадлежали государству. Но потом начали возникать судебные дела за рубежом, а министерство не тот орган, который ими занимается. И по просьбе "Союзплодоимпорта", чтобы представлять интересы [владельца марок], Минсельхоз возвратил патенты "Союзплодоимпорту", но подчеркиваю - как государственной организации. Затем произошла метаморфоза. Конечно, каждый имеет право создать любую организацию. Но стать правопреемником того "Союзплодоимпорта" новая организация права не имела. И я думаю, суд в этом легко разберется.

Владимир Щербак

Подобные ситуации возникают достаточно часто. Многим хочется получить популярные товарные знаки и зарабатывать на них деньги. Год назад вообще была идея перевести ряд широко известных марок в категорию знаков соответствия. Мы высказали свое мнение, что с точки зрения права такая идея ни в какие ворота не лезет. Если сейчас ситуация будет развиваться в правовом русле, то закон есть закон, ничего не сделаешь. К сожалению, часто дает плоды административный аспект, часто именно он превалирует над законом. Однако, если говорить с точки зрения продекларированного президентом тезиса о том, что у нас строится правовое государство, диктатура закона, ясно, что подобные вещи нужно решать прежде всего с позиции закона. А если прибегать к административному ресурсу, нужно делать это обоснованно с правовых позиций и так, чтобы всем было абсолютно ясно, почему в данном случае это необходимо, в чем специфика ситуации и почему делается исключение. Однако я категорический противник таких исключений, пусть даже в отдельных случаях полезно и необходимо административное решение проблемы. Ведь тогда неизвестно, где в решении подобного рода вопросов остановиться, прекратить подменять закон целесообразностью.

Лев Комаров

Этот вопрос можно решить только в судебном порядке. А у ЗАО "Союзплодимпорт" есть уже решения по возражениям против регистрации товарных знаков Мещанского районного суда г. Москвы от 5 апреля 2001 г. и апелляционной палаты "Роспатента" от 6 июня 2001 г. в пользу ЗАО "Союзплодимпорт". В данных случаях речь идет только о тех товарных знаках, которые зарегистрированы у нас в России. Я думаю, что передать права на товарные знаки на международном рынке - задача на порядок сложнее.

Павел Шапкин

Это сугубо юридический вопрос. Главное, надлежащим ли образом оформили правопреемственность приватизированного ВВО "Союзплодоимпорта". А нынешний ГУП "Союзплодоимпорт" при Минсельхозе создан гораздо позднее продажи товарных знаков. Образно говоря, если бабушка умирает, то разве внук - наследник того дома, который она продала три года назад? Если товарный знак был зарегистрирован на ВВО "Союзплодоимпорт", потом заключен договор уступки и все права переданы другому владельцу, это зарегистрировано в "Роспатенте", то у ГУП "Союзплодоимпорт" шансов практически нет.

Лариса Серова

Попытка Самарского пивзавода создать прецедент, отменив регистрацию 30 известных советских марок - конфет "Раковые шейки", папирос "Беломорканал" и, кстати, водки "Столичной" и др., - закончилась неудачей. Думаю, "Росспиртпрому" отсудить у ЗАО "Союзплодимпорт" товарные марки водок невозможно. Если это произойдет, сразу развернутся споры, кому принадлежит тот или иной советский брэнд. Вряд ли стоит ворошить прошлое. Тогда многое было сделано по закону того времени, а утверждать, что кто-то воспользовался неправильным законом, как юрист говорю - смешно. "Росспиртпрому" стоит сконцентрироваться на новых марках. Открывают шкаф и смотрят, какие проблемы остались с советских времен, у нас только в одном случае - когда у людей нет четкой стратегии.

Петр Красовский

Петр Красовский