Универсальные солдаты


Назначение двух новых министров (Виталия Артюхова в Минприроды и Игоря Юсуфова в Минэнерго) - это не начало реорганизации правительства, а окончание его "настройки". Настоящие перемены в Белом доме откладываются скорее всего до нового года.

Вопреки неписаному протоколу Михаил Касьянов объявил о новых назначениях раньше, чем соответствующие указы президента вышли из канцелярии, рассказал "Ведомостям" источник в Кремле. Судя по всему, во время разговора с президентом в Ново-Огареве у Касьянова и Путина не было особых разногласий.

Это потому, сказал "Ведомостям" правительственный чиновник, что "настройка правительства будет похожа на легкую косметику". До зимы, по словам чиновника, могут теперь уволить разве что главу Миннаца Александра Блохина. На глубокие перемены Путин так и не решился. И предпочел пополнять проверенное правительство проверенными людьми. "Нормальные мужики, в скандалах и близости к олигархическим группировкам не замечены, - говорит о новых назначенцах экс-министр топлива и энергетики Сергей Генералов. - Наверное, в этом и есть логика назначения: на такие позиции очень трудно найти неангажированных людей".

Человек Касьянова.

Увольнение министра природных ресурсов Бориса Яцкевича "в связи с переходом на другую работу" было не просто ожидаемым, а практически неизбежным. Собеседники "Ведомостей" в Белом доме оценивают экс-министра "как человека не вполне адекватного поставленным задачам". Выданные министерством лицензии на освоение недр не использовались, месторождения простаивали. Так было, к примеру, с Сухим Логом (золото) и Дукатом (серебро). Но ведомство не наказывало собственников за бездействие. Не скоро забудется и скандал вокруг результатов проведенного Минприроды еще в марте конкурса на разработку нефтяного месторождения Вал Гамбурцева. Александр Василенко, начальник управления общественных связей НК "ЛУКОЙЛ", сказал о Яцкевиче: "Он зарекомендовал себя с самой плохой стороны, и мы давно об этом говорим". Похоже, Яцкевич не был уволен сразу только потому, что министров сейчас по требованию бизнеса не снимают.

Новый министр Артюхов - правительственный функционер еще андроповского призыва. В 1983 г. он возглавил финансовое управление Минавтотранса СССР. После развала СССР он работал заместителем министра то в Минфине, то в Минтрансе, потом успел даже побывать вице-премьером и главой налоговой службы. С 1997 г., правда, ключевых постов он не занимал - возглавлял Федеральное дорожное агентство и был заместителем министра транспорта.

Предполагалось, что в рамках широкой реорганизации правительства функции Минприроды будут разделены между Минимуществом, Минэнерго и Минсельхозом. Но поскольку дело ограничилось "настройкой", на пост министра просто подобрали надежного чиновника. К тому же Артюхов близок к Касьянову: мало того что они в 1995 г. одновременно были заместителями министра финансов, сын нового главы Минприроды Вадим Артюхов работает советником премьера.

Есть у Артюхова и такой ценный багаж, как связи в депутатском корпусе, наработанные во время отмены налогов с выручки, поступавших в Федеральный дорожный фонд. Эти связи теперь пригодятся при продвижении в Думе поправок к закону "О недрах" и проекта Земельного кодекса.

Человек Путина.

Министра энергетики в России не было с 5 февраля. И хотя Игорь Юсуфов никогда не имел никакого отношения к ТЭКу, его назначение называют логичным: в Белом доме говорят, что он "питерский", хотя родом он с юга России. Имеется в виду, что Юсуфов, как и наш президент, - человек с секретным прошлым.

Вообще-то Юсуфов делал карьеру по внешнеторговой линии, дослужившись до замминистра внешнеэкономических связей. Одно время Юсуфов был близким соратником Александра Руцкого и даже входил в предвыборный список основанного Руцким движения "Держава". Но публичного политика из него не вышло - наоборот, все должности, которые он занимал с 1996 г., были связаны с серьезным "допуском". Юсуфов работал замминистра промышленности, курируя золотую и алмазную отрасли. А при премьере Евгении Примакове возглавил Госкомрезерв - ведомство, которое отвечает за запасы товаров, от гвоздей до нефти, которые государство хранит на случай войны. Продажа и пополнение этих резервов оформляется исключительно секретными указами президента. А их объем составляет порядка 75% годового ВВП России.

Однако даже сверхответственный пост главы Госрезерва считался недостаточно масштабным для Юсуфова. При Сергее Степашине его прочили на пост главы Минтопэнерго, но дорогу ему перешел Виктор Калюжный. А потом в Белом доме поговаривали, что Госрезерв сольют с Гохраном, а начальником оставят Юсуфова. О Юсуфове снова вспомнили, когда у Минэнерго почти не осталось серьезных функций. Аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов считает, что Кремль обыграл нефтяные компании, привыкшие "назначать" глав профильного ведомства: "Конечно, регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов замкнуто на Виктора Христенко. Тем не менее очень важно, кто ведет подготовительную работу. Минэнерго постоянно конфликтовало с Христенко, саботируя решения его комиссии по обеспечению прозрачности экспорта нефти. Юсуфов, как человек Путина, способен навести дисциплину и обеспечить проведение реформ".

Кстати, сами нефтяники утверждают, что довольны новыми назначениями - и в Минприроды, и в Минэнерго. Президент НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский: "И с Юсуфовым, и с Артюховым мы работали, когда они занимали прежние должности. Для нас главное, чтобы не было непредсказуемости, а оба новых министра - люди известные".