Чего вы ожидаете от программы "Электронная Россия"?


В конце июня кабинет министров рассмотрит проект федеральной программы на 2002 - 2010 гг. "Электронная Россия", цель которой - развитие ИТ-сектора в России. На это планируется потратить 76 млрд руб.

Программа "Электронная Россия" не только актуальна, но и просто необходима. ИТ-технологии - путь к качественному изменению общества, которое к тому же происходит взрывными темпами. Телефон достиг 10 млн абонентов почти за 40 лет, а Интернет - всего за три года. Но главное в том, что у России здесь нет драматического отставания и при господдержке вполне реальны прорывы. Наконец, по оценке Actis System Consulting, бизнес вокруг E-government ("электронного правительства") развивается активнее, чем в В2В или В2С секторах. Ничего удивительного здесь нет, поскольку только госзаказы государств в случае их конкурсного размещения в Интернете могут стоить до $225 млрд ежегодно. Как это будет реализовано в России - вопрос... Но сидеть сложа руки нельзя.

Александр Борисов

Управление МНС России по г. Москве видит свое участие в программе "Электронная Россия" в создании комфортных условий для налогоплательщиков. В частности, в Москве уже проводится эксперимент по приему отчетности в электронном виде, в котором участвуют семь территориальных инспекций. После проведения первого этапа эксперимента предполагается значительно расширить количество его участников. Мы стараемся максимально упростить схему подачи деклараций о доходах. Москвичи могли распечатать форму декларации о доходах с сайта московского управления www.mosnalog.ru и отправить ее по почте. Нужно сказать, что в этом году подобной возможностью воспользовались около 48 000 москвичей, что в два с лишним раза больше, чем в прошлом году. Одновременно планируется завершить совместный с правительством Москвы проект АИС "Налог-2-Москва". Это программа, которая позволит в автоматическом режиме обрабатывать всю поступающую к нам информацию по секторам экономики, субъектам малого бизнеса, физическим лицам и тем самым освободит московских налоговых служащих от рутинной бумажной технологии.

Геннадий Горбунов

Такую идею можно только приветствовать. Обе ее цели - расширение информационной инфраструктуры государства и стимулирование развития информационной и коммуникационной отраслей - очень важны. Отдача от государственных инвестиций в пока еще довольно небольшой информационный сегмент экономики обещает быть весьма масштабной. Сейчас целый ряд государственных ведомств уже предоставляет возможность широкого доступа к информации о своей работе (например, ЦБ и Минфин). Но говорить об информационной прозрачности государства не приходится по причине разрозненности предоставляемых данных - они не создают единого информационного пространства, не дают общей картины всех происходящих в стране процессов. Поэтому приоритетами программы по информатизации государства, на мой взгляд, должны стать организация единой системы документооборота и создание сертифицированных баз данных, обеспечивающих комплексное отражение всех социально-экономических событий.

Олег Скворцов

В рамках законотворческой деятельности нашего парламентского объединения мы обсуждали федеральную программу "Электронная Россия" с ее авторами. Депутаты, входящие в "Деловую Россию", согласились с концепцией документа и одобрили заложенные в ее основу принципы. Это естественно, потому что реализация программы наглядно покажет, как новые технологии меняют мир вокруг нас - даже в таких, казалось бы, устоявшихся областях, как госуправление. Выполнение мер, предусмотренных "Электронной Россией", должно в корне улучшить систему взаимоотношений власти и общества. Пример Великобритании, где внедрена схожая по духу формула Citizen on-line, наглядно демонстрирует, что косность и инерция преодолимы. Конечно, у нас заскорузлость системы намного сильней. Но, я надеюсь, энергии реформаторов хватит, чтобы раскачать многовековую российскую традицию противостояния чиновника и человека с улицы.

Игорь Лисиненко

Чтобы данная программа была успешной, необходимо обеспечить в первую очередь нормальную связь с регионами, причем не только со столицами областей, но и с районными центрами. Такой инфраструктуры на сегодняшний момент не существует, и вложения в ее создание, по нашим оценкам, превышают возможности бюджета страны в ближайшие 10 лет. Более того, нет никакой надежды на создание этой инфраструктуры силами коммерческих операторов связи, поскольку услуги по скоростному доступу в Интернет не будут востребованы пользователями из-за их дороговизны. И эта главная проблема предлагаемой программы вынесена в ней последним пунктом. Второй проблемой является крайне низкая компьютерная грамотность в региональных административных центрах. Следует учитывать, что в расходы на обучение необходимо включить и затраты на модернизацию устаревшего парка оборудования на местах. Причем если проблему прокладки телекоммуникаций можно переложить на коммерческие компании и естественные монополии, то обучение и оборудование - уже нет.

Алексей Басов

Алексей Басов