Каковы будут потери бюджета от введения 23% -ной ставки налога на прибыль?


Сегодня Госдума должна решить, до какого предела снижать ставку налога на прибыль. Бюджетный комитет Госдумы рекомендует 23% -ный налог. Правительство настаивает на 25% и говорит о возможности увеличения налогов на нефтяную отрасль для компенсации потерь бюджета.

Я так рад этому соревнованию [правительства и Думы по ставке налога]! Наконец-то парламент настаивает на том, чтобы сокращать налоги и не увеличивать расходы. Главная задача акции - улучшение экономического климата, что принесет выгоду бюджету в долгосрочной перспективе. Однако ликвидация льгот по налогу несколько уменьшит выигрыш от снижения ставки для промышленности. А оживление экономики из-за снижения налога позволит бюджету получить больше доходов уже в ближайшем будущем. Так, подоходный налог в полной мере еще не начал действовать - новую ставку с высоких доходов будут платить только в следующем году, но психологический эффект уже поднял сборы где-то в полтора раза. Собираемость налога на прибыль увеличится не так сильно. Доходы физлиц находятся в большей тени, нежели прибыль организаций.

Евгений Ясин

Если посчитать номинально, 1% снижения налога на прибыль обойдется следующему бюджету в 25 млрд руб. Это придется компенсировать. Понятно, что экспортеры сырья будут лоббировать большее снижение ставки налога, аргументируя это необходимостью масштабных инвестиций в фонды. До мая рост инвестиций в фонды составил всего 4,5%. Нервирует, что это означает: рост инвестиций отстает от роста промышленного выпуска почти на четверть. Очевидно, что дополнительные 50 млрд руб. при ставке в 23% наших промышленников не спасут. Да и число предприятий, скрывающих прибыль, вряд ли уменьшится пропорционально размеру снижения ставки. А вот для бюджета, который вынужден будет собирать все возможные средства в преддверии 2003 г., разница в 2% в ответе на вопрос, 23% или 25%, может оказаться критичной.

Марина Ионова

Думаю, правительство играет в беспроигрышную игру. Как и в случае с подоходным налогом, оно рассчитывает на рост собираемости. И в результате бюджет получит выигрыш. Вопрос в том, в какой степени рискует правительство, рассчитывая на расширение собираемости при уменьшении ставки. В случае с подоходным налогом выигрыш получился порядка 52%. Конечно, тут кроме снижения ставки нужно учитывать и заметный рост реальных доходов части населения вследствие экономического роста. Но, думаю, в результате введения новой ставки поступления в бюджет от налога на прибыль увеличатся процентов на 20 - 30. Так что правительство идет проторенным путем. Сначала испытало схему на подоходном налоге граждан, убедилось, что это работает как по учебнику, теперь повторит то же самое на корпоративном уровне.

Алексей Казаков

Подсчеты, как мне кажется, проведены с большими допущениями. Так, Минфин утверждает, что каждый процент снижения налога на прибыль тянет на 25 млрд руб. снижения доходов бюджета. Между тем здесь не учитывается эффект от изменения самой налогооблагаемой базы. Будем надеяться, что налог по ставке 23% захотят платить больше компаний и предпринимателей, чем по ставке 35%. И зависимость здесь далеко не линейная. Вспомним ситуацию с налогообложением личных доходов граждан. А прямые потери, на которые указывает Минфин, должны полностью, а может, и с лихвой компенсироваться отменой льгот. Предлагается также при 25% -ной ставке дать возможность местным властям снижать налог на 5%, а при 23% -ной - на 3%. Насколько местные власти воспользуются этим правом - еще один туманный вопрос в подсчетах.

Владимир Гусаров

Наши оценки ближе к цифрам, приведенным Минфином: потери бюджета от снижения налога на прибыль при полной отмене льгот составят около $1,5 млрд, снижение ставки налога до 23% увеличит потери еще на $1,37 млрд. Таким образом, цена вопроса не превысит $3 млрд. Мы рассматриваем ожидаемое снижение ставки и отмену льгот как крайне позитивное событие. Во-первых, отмена льгот повысит прозрачность поступлений от налога на прибыль. Во-вторых, снижение ставки до 23 - 25% (разница между сокращением ставки, по моему мнению, не критична) должно снизить привлекательность существующих схем по "оптимизации" налога на прибыль.

Александр Корчагин

Сумма, которую называет Минфин, - максимальный объем недопоступлений. Но кроме этого будут и прямые поступления, связанные с переходом ряда предприятий из теневого сектора в белый. И будут косвенные поступления, связанные с тем, что в условиях смягчения налогового режима увеличивается производство. В этой ситуации переходить к оптимистическому заключению, что общий объем налоговых поступлений увеличится, конечно, несколько преждевременно. Но в целом можно считать, что прямой ущерб бюджету будет не очень значителен, а выгода для российской экономики будет проявляться еще многие годы.

Михаил Хазин

Михаил Хазин