Занимайтесь своим делом!
Нетерпеливые акционеры, нереалистичные требования взвинчивания доходов, а также замедление темпов роста экономики - все эти три фактора толкают руководителей европейских корпораций на рискованные сделки по слиянию и поглощению. И хотя лучший способ добиться успеха - сосредоточить внимание на прибыльности основного бизнеса, ослепленные призрачной удачей менеджеры слишком часто пытаются объять необъятное. Рассмотрим подробнее три составляющие, которые породили наш "идеальный шторм". Сегодня акционеры в среднем держат акции компаний, входящих в листинги Лондонской, Парижской и Нью-Йоркской бирж, в течение 1,3 года, тогда как в начале 90-х гг. акции держали более двух с половиной лет, в 70-х гг. - четыре года, а в 60-х гг. - восемь лет. Никогда ранее акционеры не избавлялись от своих акций после объявления о падении доходов с такой скоростью, как сегодня. И, что еще хуже, никогда ранее советы директоров не увольняли генеральных директоров с такой скоростью, как сегодня. За последние 12 месяцев генеральные директоры сменились в 22% американских компаний и в 25% компаний из списка индекса FTSE 100. Надо ли говорить, что постоянная смена генеральных директоров оставляет мало возможностей для проведения целенаправленной политики.
Во-вторых, невзирая на продолжающееся замедление темпов роста экономики, акционеры упорно ожидают роста прибылей. Никогда ранее во время экономического спада отношение цены к прибылям не достигало 20 одновременно в США, Канаде, Великобритании, Германии и Франции. Слишком часто устанавливавшиеся нереалистичные цели по прибыли в краткосрочном периоде сегодня заставляют многие европейские компании снижать долгосрочные прогнозы.
В-третьих, за последние 10 лет только 10% компаний в странах "большой семерки" добились пусть скромного, но постоянного роста прибылей. И похоже, что добиваться этого с каждым днем становится все труднее.
Одновременное влияние этих трех факторов дезориентировало многих менеджеров и заставило их заняться деятельностью, приносящей быструю прибыль, в ущерб основному бизнесу. Мы считаем, что наиболее склонны поддаваться такого рода искушениям компании-лидеры, которые могут потерять больше остальных. Это можно назвать "парадоксом успеха".
Руководителей, которые ищут пути роста прибылей, подстерегают три ловушки. Первая - переоценка достоинств горячих рынков и недооценка преимуществ сильных позиций. Факты упрямо свидетельствуют о том, что на протяжении последнего десятилетия лишь 20% из числа наиболее успешных компаний имели отношение к сектору высоких технологий. Большинство же - это компании, сосредоточившие усилия на своей основной деятельности и владеющие сильными брэндами.
Вторая опасность подстерегает тех, кто попадет в "долину ложного энтузиазма". Самые опасные программы роста - это те, которые основаны на информации, достаточной, чтобы разжечь энтузиазм, но недостаточной, чтобы хладнокровно оценить перспективы. Наконец, в третью западню попадают те, кто неправильно определил границы основного бизнеса. Убедив себя в том, что ваш бизнес "всеобъемлющ", вы рискуете чрезмерно раздвинуть его границы.
Во время экономического спада перед руководителями компаний открывается множество возможностей в новых, незнакомых областях бизнеса. В большинстве случаев разумнее всего оценить, какой выигрыш вас ожидает. (WSJ, 25. 06. 2001).
Крис Зук - директор отдела по мировым стратегиям компании Bain & Company, автор книги "Прибыль от основной деятельности". Оливье Маршал - глава парижского офиса Bain & Company