Автоимперия Вагонера


На церемонию подписания договора о создании СП между "АвтоВАЗом", General Motors и ЕБРР в Москву приедет сам генеральный директор крупнейшей в мире автомобильной корпорации Ричард Вагонер.

Рик Вагонер старается не отпускать критических замечаний в адрес конкурентов. Однако при этом руководитель GM не старается скрыть, что очень доволен результатами своего годичного пребывания во главе компании: в это нелегкое для автомобильного рынка время GM в степени удалось избежать многих проблем, которые преследуют ее основных соперников - компании Ford и DaimlerChrysler.

В то время как Ford до сих пор расхлебывает последствия отзыва автомобильных шин Firestone, а DaimlerChrysler безуспешно пытается справиться с огромными убытками в своем американском подразделении, Рик Вагонер выкинул ряд устаревших брэндов GM и занялся реструктуризацией международных операций компании.

За последние годы компания действовала с медлительностью и неповоротливостью супертанкера. На протяжении 40 лет доля рынка GM неуклонно сокращалась. В Северной Америке норма прибыли отказывалась расти, несмотря на рекордный рост объемов продаж. Европейские операции приносили огромные убытки. Не помогло и заключение партнерских соглашений на азиатском рынке с такими производителями, как Isuzu и Suzuki. Компания практически оказалась в заложниках у собственных профсоюзов. Большинство аналитиков задавались вопросом: сумеет ли Рик Вагонер вдохнуть новую жизнь в корпорацию, история которой насчитывает без малого 100 лет? И вообще, по плечу ли такое человеку, проработавшему в этой компании 23 года? Здесь нужен варяг, говорили они. Первый год во главе GM потребовал от Вагонера огромных усилий, которые не замедлили принести обнадеживающие результаты. Из 105 моделей GM новый гендиректор "выкинул" 29, в том числе такую известную марку, как Oldsmobil. С другой стороны, на североамериканский рынок были запущены новинки Chevrolet Avalanche, TrailBlazer и GMC Envoy, которые помогли стабилизировать операции в Северной Америке.

В Европе Вагонер утвердил план реструктуризации, который предполагает сокращение существующих мощностей на 20%. Руководителем реструктуризации принадлежащего GM брэнда Opel был назначен Карл-Петер Форстер, по общему мнению, чрезвычайно способный специалист, один из бывших руководителей BMW.

Кроме того, генеральный директор GM продолжает претворять в жизнь стратегию корпорации по заключению международных альянсов: в Италии он укрепил союз с FIAT, а в Азии заключил партнерские соглашения с целым рядом компаний и подумывает о возможности приобретения доли в Daewoo Motor, о чем в Южной Корее уже ведутся переговоры. Инвесторы в полной мере оценили усилия нового гендиректора: за последние полгода курс акций GM вырос на 30%. Доля рынка американской корпорации, снижавшаяся с 1962 г., когда она составляла 50,2%, вплоть до 2000 г. (27,3%), наконец-то прекратила свое падение.

В этом году GM начала публиковать текущие результаты, сравнивая их с результатами предыдущего года, - и здесь она явно обходит конкурентов. В мае нынешнего года продажи GM выросли на 0,6% по сравнению с маем 2000 г. У Ford за тот же период продажи снизились на 11%, у DaimlerChrysler - на 7,8%.

В 1975 г. Ричард Вагонер окончил Университет Дьюка, знаменитый своей баскетбольной командой, в которой играли многие будущие звезды NBA. Вагонер смог пробиться в состав сборной Дьюка, однако по окончании университета карьере профессионального баскетболиста предпочел бизнес. В 1977 г. он получил диплом МВА Гарвардской бизнес-школы и почти сразу пришел в General Motors на должность финансового аналитика отдела зарубежных операций. "Когда я пришел, я знал ответы на все вопросы, - вспоминает он, - вот только вопросов я не видел". В 1981 г. он был назначен финансовым директором GM в Бразилии. Шесть лет спустя он стал вице-президентом и финансовым менеджером GM в Канаде. Двумя годами позже Вагонера назначили вице-президентом по финансам европейских операций GM, а в 1991 г. он опять вернулся в Бразилию, на сей раз уже в качестве руководителя. В 1992 г. Вагонер был назначен на пост директора по финансам всей корпорации. В 1998 г. он был избран на пост президента и директора по текущей деятельности GM, а в 2000 г. стал самым молодым генеральным директором за всю историю корпорации - тогда ему было 47 лет. Кто-то упрекал Вагонера в том, что он не технарь. "Да, в 16 лет я не мог разобрать по винтикам автомобильный двигатель, - признался Вагонер на приеме по случаю своего назначения. - Однако деловое чутье у меня развито неплохо! " Судя по всему, Вагонер прав, и не стоит упрекать его в нескромности. Увеличение объемов продаж - не единственное его достижение за прошедший год. Производительность на сборочных конвейерах GM возросла на 9,4%. На сборку одного автомобиля в среднем уходит 26,75 часа - не намного больше, чем у Ford (25,74 часа). За последнее время значительно упростились отношения с профсоюзами, в частности с могущественным United Auto Workers. Уолл-стрит с одобрением отнеслась к переходу в GM Джона Дивайна, бывшего финансового директора Ford.

И все же проблемы остаются, и Вагонеру предстоит убедить в своих способностях все еще многочисленных сомневающихся. Многие аналитики полагают, что портфель GM в Северной Америке хоть и похудел, но все еще забит "ненужными" брэндами. Не дает поводов к успокоению и финансовая ситуация в компании.

GM так долго обещала, что наведет порядок в своей епархии, что деловой мир уже начал сомневаться в ее способности держать слово. Специалисты не уверены, что несколько благополучных квартальных результатов свидетельствуют о коренных переменах в компании, и с выводами не торопятся. Многие до сих пор считают GM неповоротливым монстром, который не в состоянии резко изменить курс и обладает огромной инерцией.

Вагонер, конечно же, прекрасно осведомлен о скептическом отношении к нему со стороны наблюдателей. Он знает, что о его деятельности будут судить не по обещаниям, а по полученным результатам, и поэтому крайне осторожен в своих высказываниях о будущем. "Я думаю, если принять в внимание, с чего мы начали, в финансовом отношении это будет непростой год", - говорит он. (FT, 24. 06. 2001)