Поблекшая слава ФРС


Если есть денежная политика (а в наши дни почти все сходятся на том, что денежная политика должна быть), возникает непростой вопрос: какова цель этой политики? На этот вопрос есть три ответа: быстрый экономический рост, снижение инфляции или рост занятости. Федеральной резервной системе (ФРС), формирующей и претворяющей в жизнь денежную политику в США, законом предписано обеспечивать экономический рост, бороться с инфляцией и повышать занятость - все разом. Чтобы добиться исполнения этих целей, ФРС располагает единственным орудием: она может повышать или понижать процентные ставки overnight, по которым финансовые институты берут друг у друга кредиты на один день. Одной пулей трудно поразить одновременно три цели, зато легко можно промахнуться.

Много лет назад в распоряжении ФРС находилось куда больше инструментов. В те дни банковские кредиты обеспечивали две трети финансирования промышленности и торговли США. Банковские активы в значительной степени состояли из государственных облигаций, наследия бюджетного дефицита времен Второй мировой войны. Стоимость облигаций изменялась в зависимости от размеров процентных ставок, устанавливавшихся ФРС. Уильям МакЧесни Мартин, председатель ФРС в 50-е гг., имел возможность контролировать инфляцию, незначительно изменяя размеры процентных ставок. При этом все решения принимались за закрытыми дверями. Общественность по полгода, а то и больше не знала, какое решение было принято на очередном заседании Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, и даже по прошествии этого срока решения комитета формулировались весьма туманно, чтобы предоставить минимум информации. Действия ФРС определяли деятельность банков, что, в свою очередь, определяло развитие экономики и, таким образом, - цены на фондовых рынках.

Бывший председатель ФРС Шерман Майзель рассказывал, что, когда президент Ричард Никсон как-то раз в Овальном кабинете пошутил, что рассчитывает на содействие со стороны Артура Бернса, которого скоро должны были привести к присяге в качестве нового председателя ФРС, присутствовавшие при этом сотрудники этой службы почувствовали себя "крайне неуютно", поскольку уже отдали приказ своим подчиненным понизить ставки и он уже выполнялся, но об этом никто не знал. Сегодня американские банки обеспечивают финансирование промышленности и торговли США лишь на одну пятую и располагают возможностью противостоять попыткам ФРС контролировать их деятельность. Банки могут покупать и продавать производные инструменты, что позволяет им безболезненно продолжать делать то, что ФРС хотела им запретить. Иными словами, сейчас у ФРС значительно меньше реальной власти, чем поколение назад. Таким образом, она стала в значительной степени "театральной" организацией, которая стремится привлечь к себе внимание. Проблема здесь не только в смешении управления и театра - управление в значительной степени театральное искусство, - но в отсутствии сколько-нибудь правдоподобной экономической теории, которая объяснила бы, почему игры ФРС со ставками overnight должны производить более выраженный эффект на состояние экономики.

С января ФРС снизила ставки overnight на 2,5 процентных пункта, однако доходность по корпоративным облигациям с рейтингом ААА выросла на 0,25%. Компании же принимают решения об инвестициях, исходя из уровня долгосрочных ставок.

Автор внештатный научный сотрудник Brookings Institution, автор книги "ФРС" (The Fed)