Михаил Дмитриев: частный бизнес допустят к пенсиям в 2003 г.


Михаил Дмитриев: частный бизнес допустят к пенсиям в 2003 г.

Пакет законов по пенсионной реформе, оформленный как кремлевская инициатива, должен пройти первое чтение еще до закрытия весенней сессии Думы. Однако до сих пор не решен главный вопрос: получит ли частный бизнес доступ к ресурсам пенсионной системы или все сведется к реформе Пенсионного фонда, который будет размещать накопленные взносы в госбумаги. Картина станет ясна только после того, как в Думу будут (или так и не будут) внесены два выпавших из пакета по пенсионной реформе законопроекта - "Об инвестировании пенсионных резервов" и "О профессиональном пенсионном обеспечении", - разработанные под руководством замминистра экономразвития Михаила Дмитриева. Впрочем, сам Дмитриев говорит, что и в случае принятия этих законопроектов предпринимателей к "самым длинным деньгам" подпустят отнюдь не сразу.

- Как вы относитесь к тому, что пакет законопроектов по реформе, отправленный в Думу, лишь реформирует систему Пенсионного фонда? Вы не опасаетесь, что правительство на этом и остановится? - Ситуация, когда инвестиционная составляющая пенсионного пакета "отстала" по графику прохождения остального пакета законов, конечно, была нежелательна. Но это не носит критического характера. В тех четырех законах, которые внесены сейчас на рассмотрение в Думу, есть практически все необходимые положения, которые связаны с формированием всеобщего обязательного накопительного элемента пенсионной системы. Там заложены ставки социального налога, направляемые на финансирование накопительной системы. Предусмотрен обособленный учет этих средств. И, что очень важно, исключена возможность их расходования на текущие пенсионные выплаты, на покрытие текущего дефицита бюджета Пенсионного фонда. Проблемой остается то, что эти законы не содержат четко прописанного механизма направления этих средств на инвестирование, поскольку такой механизм прорабатывается сейчас в рамках отдельного федерального закона.

- Когда, по-вашему, будет принят такой закон? - На сегодня ситуация такова. Мы повторно направили законопроект "Об инвестировании пенсионных резервов" на рассмотрение министерств и ведомств и рассчитываем, что в достаточно короткий срок, в течение недели, максимум 10 дней, они подготовят свои замечания на этот документ. После этого мы рассчитываем провести серию согласительных совещаний, на которых и должны быть приняты принципиальные решения, связанные с возможными разногласиями по содержанию закона. Если Минфин, который обычно перегружен, уделит этому должное внимание в июле, то до конца июля мы можем получить документы, уже готовые к окончательному согласованию, с минимумом разногласий.

- Так как все-таки будет решен вопрос о доступе частного сектора к пенсионным резервам? - Разумеется, пенсионная система, которая призвана обеспечить максимальную безопасность и надежность вложения средств, заведомо предусматривает достаточно серьезный набор ограничений - как по процедурам инвестирования средств, так и по структуре активов, в которые они вкладываются. Эти ограничения в нашем инвестиционном законе прописаны лишь отчасти. В том виде, в котором мы его готовим, этот закон до некоторой степени является законом переходного периода. И по инвестированию в ряд активов, которые в перспективе составят значительную часть пенсионных накоплений, он является законом рамочного характера, содержит отсылочные нормы на дополнительные федеральные законы, которые еще должны быть разработаны. Это касается, в частности, инвестирования в ценные бумаги негосударственных эмитентов и в ценные бумаги иностранных эмитентов. Это вопросы, по которым будут большие дискуссии. Учитывая сжатые сроки подготовки реформы, конечно, по всему допустимому спектру активов даже технически не будет возможности начать инвестирование в соответствии с теми жесткими требованиями, которые мы предъявляем в нашем законе. Для этого потребуется переходный период. Каким он будет, сейчас с полной определенностью сказать нельзя. На первом этапе, конечно, речь идет о вложении в ценные бумаги Российской Федерации и, в ограниченных объемах, в банковские депозиты.

- А согласны ли с этим представители РСПП, которые недавно просили президента Путина допустить частный бизнес к инвестированию пенсионных денег? - Особых, явных разногласий о сроках нет. Представители РСПП понимают, что с первого года работы реформированной системы участие в частных фондах в процессе накопления нереалистично, потому что сами фонды нуждаются в очень серьезной подготовке. Должна быть выстроена гораздо более эффективная система надзора за их деятельностью. Мы договорились, что со второго года реформы, с 2003 г., привлечение частного сектора начнется.

- Каким образом и в каких объемах? - В рамках апробирования его деятельности в части профессиональных пенсионных систем. Это лишь небольшая часть обязательной, накопительной пенсионной системы, в которой согласно проекту закона, который у нас находится в высокой степени готовности на сегодня, мы с 2003 г. и как минимум в течение года будем отрабатывать принципы участия частного сектора в обязательной накопительной системе.

Эта система будет финансироваться за счет взносов или дополнительного налога, который будут уплачивать работодатели, имеющие рабочие места с особыми и вредными условиями труда, из расчета фонда оплаты труда этих работников. Эти платежи будут учитываться Пенсионным фондом РФ на счетах конкретных работников. Но в случае, если работодатели приняли решение об организации профессиональной пенсионной системы не в Пенсионном фонде РФ, а в частном секторе, если они это решение оформили надлежащим образом, в том числе провели через коллективные договоры, то они получают право на освобождение от этого налога в объеме взносов на профессиональные пенсии, которые поступают в негосударственный пенсионный фонд. Получается, что мы создаем достаточно простой и в то же время эффективный механизм принуждения к уплате этих взносов. Во всех случаях, когда работодатель не уплатил в должном объеме взносы в негосударственный пенсионный фонд, автоматически вступает механизм уплаты налога в Пенсионный фонд РФ. Кстати, следить за этим будут налоговые органы, которые обладают всей необходимой инфраструктурой и информацией для осуществления этой работы.

- В каких отраслях будут создаваться профессиональные пенсионные фонды? - К их созданию будут допускаться только предприятия небюджетной сферы. В бюджетной сфере это повлекло бы дополнительные расходы бюджетов всех уровней, которые сейчас перегружены неотложными задачами ускоренного повышения оплаты труда бюджетников всех категорий. Поэтому финансирование пенсий бюджетников пойдет по старой схеме по крайней мере еще некоторое время. А для внебюджетного сектора мы создаем эту новую систему накопительных пенсий.

- Как вы думаете, легко ли ваши проекты пройдут через Думу, если все же в нее попадут? - Позиции правых фракций мне известны несколько лучше, поскольку они сформулированы в альтернативных законах: один - об обязательном пенсионном страховании, а другой - о трудовых пенсиях. Среди вносивших - [Александр] Шохин, [Борис] Немцов и еще несколько депутатов. Альтернативные законы ориентированы на более быстрое вхождение в полноценную конкурентную накопительную систему финансирования пенсий с достаточно свободным доступом частного сектора. Позиция левых фракций пока публично высказывалась редко. Но фракция КПРФ относится к пенсионной реформе весьма осторожно. Хотя до какой степени это отразится на ходе законопроектов, я пока сказать не могу. Состоялись предварительные обсуждения, и есть понимание того, какие могут быть внесены уточняющие поправки в правительственный пакет законов во втором чтении. По существу этих поправок нет особых разногласий, они вполне в духе той концепции, которая внесена. Ясно, что этим возможный набор изменений не исчерпается. Но какими они будут, я думаю, станет ясно после рассмотрения пакета в первом чтении.