Мобилизация и амортизация


На балансе нашего завода находятся основные средства, с 1991 г. отнесенные к мобилизационным мощностям. Все это время эти мощности не консервировались и активно использовались в производстве. Тем не менее амортизация не начислялась, потому что налоговая инспекция запрещала это, ссылаясь на указ президента 1994 г. Правомерны ли такие указания инспекции и что мы можем сделать? Мобилизационные мощности предназначены для производства специальной техники и продукции, необходимых для обеспечения обороны и безопасности государства, для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ и нужд населения в военное время. Если основные средства предприятия отнесены к мобилизационным мощностям, это не означает, что в мирное время они обязательно должны быть законсервированы и не могут использоваться для производства товаров народного потребления или иной не связанной с нуждами обороны продукции. По общему правилу основные средства, участвующие в процессе производства продукции, должны амортизироваться. По Положению о составе затрат амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов в целях налогообложения включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Нормы для этого определены в Положении о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным 29 декабря 1990 г. Начисление амортизации не должно производиться во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. До середины 1994 г. законодательство не предусматривало специального порядка амортизации основных средств, отнесенных к мобилизационным мощностям. Значит, если они не находились на реконструкции, перевооружении или не были переведены на консервацию, а использовались в производственном процессе, на основании вышеуказанных нормативных актов на них начислялась амортизация. 8 июля 1994 г. издан указ президента РФ "О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва", который установил, что с 1 июля 1994 г. начисление амортизационных отчислений на мобилизационные мощности не производится. 3 марта 1997 г. вступил в силу федеральный закон РФ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", который определил, что амортизационные отчисления на мобилизационные мощности не производятся только в том случае, если такие мощности законсервированы и в текущем производстве не используются. 13 июля 1997 г. указ президента РФ "О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва" утратил силу. Не подлежит сомнению, что начиная с 13 июля 1997 г. на мобилизационные мощности, участвующие в процессе производства, амортизация начисляется. Неясным остался вопрос об отрезке времени с 3 марта по 13 июля 1997 г. В это время одновременно действовали и федеральный закон, и указ президента, которые противоречили друг другу в части начисления амортизации на основные средства, относящиеся к мобилизационным мощностям. Статья 90 Конституции РФ говорит, что указы президента не могут противоречить федеральным законам. Значит, в указанный период времени должна применяться норма, установленная законом, а не указом. С нашей точки зрения, полномочия президента РФ в части регулирования вопросов налогообложения вызывают сомнения. Однако данная позиция не нашла однозначного подтверждения арбитражной практикой. Таким образом, вы имели право начислять амортизацию на основные средства, относящиеся к мобилизационным мощностям, за все время их использования в производственной деятельности за исключением периода с 1 июля 1994 г. по 3 марта 1997 г. В рассматриваемом нами случае амортизация не начислялась, значит, размер налогооблагаемой прибыли был завышен. И если в целом за соответствующие годы не было убытка, следовательно, у завода образовалась переплата по налогу на прибыль.

В ст. 54 Налогового кодекса РФ говорится, что при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде перерасчет налоговых обязательств необходимо производить в периоде совершения ошибки. Для этого необходимо внести изменения в декларации по налогу на прибыль за все периоды, в которых ошибочно не начислялась амортизация. В ст. 78 Налогового кодекса РФ говорится, что сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату из бюджета. При этом выбор того или иного варианта - право налогоплательщика. Налоговые органы не могут обязать применить зачет, а не возврат. Исключение составляет случай, когда у налогоплательщика имеются недоимки по налогам и сборам или задолженность по пеням, начисленным тому же бюджету, в который произошла переплата. В этом случае возврат будет производиться после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки. Если вы выбрали зачет, необходимо учитывать, что он производится при условии, что суммы предстоящих платежей, недоимки или пени направляются в тот же бюджет, в который произошла переплата. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня переплаты. Значит, вернуть излишне переплаченные суммы налога на прибыль вы сможете только за три предыдущих года.

Срок для подачи заявления о зачете законом не установлен. С нашей точки зрения, это означает, что применить зачет можно не только в отношении сумм, переплаченных за последние три года, но и за все время, за которое образовалась переплата. Но это спорный вопрос. Это означает, что с высокой долей вероятности налоговый орган в отношении зачета применит трехгодичный срок. В случае если налоговый орган откажет вам в возврате или зачете излишне уплаченных сумм, такой отказ необходимо обжаловать в установленном законом порядке - в вышестоящем налоговом органе и (или) в арбитражном суде. Автор - юрист МОО "Общество налогоплательщиков", телефон "горячей линии": 790-04-50