Тень "Мизантропа"


В самом популярном кукольном театре Москвы - "Тень" - состоялась премьера мольеровского "Мизантропа". Остроумный кукольный спектакль поставил один из самых серьезных российских режиссеров - художественный руководитель театра "Школа драматического искусства" Анатолий Васильев, который также озвучил главного героя. Вслед за Васильевым в театре "Тень" ожидают Петра Фоменко, Евгения Гришковца и Тонино Гуэрру.

В фойе семейного театра Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской висят четыре "Золотых маски". И нынешняя премьера целиком связана со спектаклем, который принес "Тени" первую национальную премию. Несколько лет назад "Гастроли Лиликанского Академического Народного Театра Драмы, Оперы и Балета" произвели несомненную сенсацию. В "Тени" придумали крохотный лиликанский народ (который нас называет велипутами) со своей историей, культурными традициями и даже языком. Зрителям приходится менять рубли на лиликанскую валюту, получать визы и наушники с синхронным переводом с лиликанского языка, пробовать бутербродики чуть побольше булавочной головки. На сцене же творятся такие чудеса, что сюда так и просятся оперы знаменитого велипутского композитора Рихарда Вагнера. Дети от этих чудес замирают, а взрослые впадают в детство.

Успех спектакля подтвержден годами - до сих пор на него очень трудно попасть, желающим приходится ждать месяцами. Вполне естественно, что в театре придумали продолжение этой великолепной сказке. Теперь застрявшие на гастролях в России лиликане решили создать Музей театральных идей. Для чего они пригласили сразу нескольких знаменитых режиссеров, поставив лишь одно условие - спектакль не может продолжаться больше 15 минут. Тем идея приглянулась, поскольку позволяет воплотить давние задумки без оглядки на бюджеты и техническое воплощение. Первым поработал с лиликанами Анатолий Васильев. Пастиччио из "Мизантропа" решено в кукольном масштабе, но с обычными для режиссера серьезностью и дотошностью. За четверть часа он смог сказать о пьесе Мольера больше, чем другие режиссеры за весь спектакль. В тихо медитировавшем в своем подвале на Поварской Васильеве обнаружилась невиданная до сих пор деструктивная мощь. Его Альцест не просто правдолюбец и человеконенавистник, но и разрушитель. Поочередно от его маленьких кукольных рук рушатся портик с колоннами, французские окна в доме Селимены, целые дома, а под конец - весь Париж полыхает настоящим огнем. Одинокий мизантроп с криком "Карету мне, карету" усаживается на повозку со спасенным из огня барахлом и уезжает на поиски недостижимого идеала. Столь необычное решение "Мизантропа" Васильевым должны поддержать следующие спектакли, которые в итоге будут идти в один вечер. Публике позволили заранее узнать, чем дальше собираются пополнить Музей театральных идей. Петр Фоменко хочет поставить для лиликан "Сцену из "Фауста" Пушкина. У режиссера, привыкшего к минимальной сценографии, внезапно обнаружилась страсть к спецэффектам. Фоменко хочет, чтобы на глазах пресыщенного Фауста утонул "Титаник". Евгений Гришковец мечтает о таком коротком спектакле, который в нормальном театре не покажешь. Сцена дуэли Пушкина и Дантеса будет воспроизведена по историческим документам. Только Пушкин выстрелит первым и убьет Дантеса, после чего выбежит на авансцену, чтобы обратить в зал риторический вопрос: "А что же дальше? " Наконец, знаменитый итальянский сценарист Тонино Гуэрра уже давно подарил "Тени" свою идею показать в кукольном театре настоящий библейский потоп.