Будь готов!


Что будет с российским бизнесом, если на наш рынок начнут активно наступать крупные иностранные компании? Они обладают сильным менеджментом, мощными финансовыми ресурсами и проверенными технологиями конкурентной борьбы. О том, как защитить российский бизнес, говорят представители финансового, производственного, страхового, дистрибьюторского и консалтингового бизнеса.

Алексей Панин, вице-президент Пробизнесбанка.

Если на финансовый рынок придут крупные иностранные игроки, то первое, что они сделают, - это, скорее всего, будет демпинг по ценам на кредиты. Западные банки привыкли работать с минимальной маржой. Если они устроят демпинг только для крупных клиентов, то при этом все равно упадет весь рынок. Я, честно говоря, думаю, что государство вмешается в этот процесс. Однако, для того чтобы защитить свой бизнес, нужно развивать его. И для этого мы делаем две вещи - ищем партнеров для финансирования бизнеса и с помощью новых технологий работы и управления снижаем себестоимость наших услуг. Что касается партнеров, то уже сейчас мы вступили в сотрудничество с тремя крупными иностранными игроками: IFC, Delta Capital и Мировым банком. От IFC мы получаем кредиты с последующей возможностью акционирования. С Мировым банком у нас чисто партнерские отношения. А с Delta Capital - коммерческие отношения с последующим разделением прибыли. Олег Пятаков, заместитель генерального директора группы "Ренессанс Страхование".

Сегодня на рынке страхования действуют государственные ограничения. Но рано или поздно они будут сняты, если Россия вступит в различные международные торговые организации. Но я не думаю, что тогда возникнет серьезная угроза от крупных западных страховых компаний. Уже сейчас на нашем рынке действуют иностранные игроки. Например - Allianz. И никакой серьезной угрозы мы не ощущаем. В нашей стране еще очень низкая культура страхования. И на этом рынке хватит места всем. Думаю, снятие ограничений не приведет к большому притоку иностранных страховщиков. Вхождение новых игроков на российский рынок сопряжено с большими сложностями. Поэтому никакой антикризисной программы по защите от западных страховщиков у нас нет. Конечно, конкуренция даже на этом неосвоенном рынке есть. И основные наши инструменты борьбы - это развитие клиентской базы, финансовой сферы, технологий, создание новых продуктов. Чем больше мы развиваем эти инструменты, тем лучше мы сможем встретить новых игроков.

Сергей Галицкий, компания "Тандер" (г. Краснодар, оптовая и розничная продажа товаров широкого потребления).

Ясно, что если на наш рынок придут западные ритейловые сети, то, обладая большими ресурсами, они будут демпинговать. Мы - дистрибьюторская компания, но развиваем ритейловую сеть. И я беспокоился на эту тему целый год. Пока не нашел решение. Какое? А этого я вам не скажу. Однако могу посоветовать в общих чертах. Чтобы западные игроки не угрожали бизнесу, нужно искать свою нишу, правильно позиционировать свой бизнес. Можно, например, купить для магазинов лучшие места в центре города. И оттуда вас уже гранатометом не вышибешь. Можно, скажем, перепрофилировать бизнес из дистрибьюции в кэтеринг - доставку продуктов для гостиниц. Нужно смотреть на опыт западных компаний. Вот, например, компания Spar, которая объединяет разные супермаркеты и добивается таким образом серьезных скидок. И наша компания в области ритейла нашла свою нишу. И до этой ниши в ближайшие 10 - 15 лет иностранные компании не доберутся. Дмитрий Филатов, управляющий компании "Петросоюз" (г. Санкт-Петербург, производство пищевых продуктов).

Для нас это уже случилось. В нашем секторе рынка крупные западные компании уже пришли. И мы с ними успешно боремся. Как? Думаю, наше преимущество в том, что мы лучше знаем нашего российского потребителя, быстрее реагируем на изменения его требований и лучше умеем их удовлетворять. Рустам Тарико, глава группы компаний "Руст".

В любом большом бизнесе есть такая угроза. Угрозы нет лишь там, где этим занимается государство. Что касается моего бизнеса, дистрибьюции спиртных напитков, то тут угроза очень велика, потому что рано или поздно иностранные производители сами захотят продавать свою продукцию. И с этим ничего не поделаешь. А производство водки, я думаю, никак не пострадает, потому что водка пользуется у нас большим спросом и она должна быть по определению русской. Думаю, что в ближайшее время такая угроза наиболее реальна в банковской и, может быть, страховой сферах. У меня есть банковский бизнес. И тут запаса времени до того, как придут крупные западные игроки, не много. Единственный способ выжить в этом случае - это слияние. Но это будет сложный процесс, потому что русские между собой очень тяжело договариваются. Главное, что сейчас нужно делать для того, чтобы обезопасить бизнес, и что я делаю, - это инвестировать деньги в развитие. Нужно быстро расти. Олег Тиньков, глава компании "Дарья".

Приход крупных западных игроков? Для правильно построенного, здорового бизнеса это очень хорошо. Да и вообще хорошо. Если придут крупные иностранные компании, то слабые просто уйдут. А те, кто захочет выжить, будут консолидироваться. И сопротивляться приходу крупных игроков глупо. Создавать какие-то союзы против их прихода - это все равно что объединяться против рыночной экономики или против глобализации. Что я буду делать, если они придут? Тут есть лишь два решения - либо продавать бизнес, либо использовать свои локальные преимущества: быстроту реакции на изменения, знание местного рынка.

Юрат Сафаров, директор департамента корпоративных финансов PricewaterhouseCoopers.

Уже сейчас в России представлено огромное количество западных компаний. Например, в виде представительств. И если экономические условия будут благоприятными, эти компании перестроят свою пока что скромную деятельность и начнут вести себя более активно. Однако я не думаю, что такой бум западного бизнеса в России произойдет в ближайшие два-три года. Это слишком рано. Но постепенно количество крупных иностранных игроков будет увеличиваться. И проиграют прежде всего те российские компании, которые не имеют четких технологий ведения бизнеса. Что касается средств защиты от сильного конкурента, то можно назвать несколько. Сильное средство - диверсификация, предоставляющая возможность маневра. Специализация, когда компания избавляется от побочных бизнесов и концентрирует ресурсы на основном. Причем специализация и диверсификация - это не всегда взаимоисключающие стратегии. Условно говоря, можно сконцентрироваться на пяти бизнесах, но оставить пятнадцать. Создание сильного брэнда - также способ защиты. С сильным брэндом бороться тяжелее.

Способы защиты в конкуренции с неравным соперником.

диверсификация, позволяющая опираться на несколько бизнесов, инвестировать из одного бизнеса в другой; специализация, позволяющая сосредоточить ресурсы для развития основного бизнеса; союзы с сильными партнерами и инвесторами; слияние, создание из нескольких компаний одного сильного игрока, способного противостоять иностранным гигантам; развитие компании, захват большой части рынка, создание большой сети филиалов, магазинов и т. п.

перепозиционирование бизнеса, поиск ниши, где конкуренция слабее или конкурентов нет; создание сильного брэнда, который и обеспечивает большую часть успеха бизнеса компании