Европа ловит США "на блесну"


Если верить сообщениям прессы, то Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уступила давлению США и умерила свои претензии к налоговым оазисам. Но это не так и не могло быть так. ОЭСР действует в интересах неконкурентоспособных европейских государств, обремененных дорогостоящими социальными программами. Этот клуб "социалистов" теперь пытается выманить у США поддержку для готовящейся атаки на финансовый суверенитет государств и конфиденциальность частной финансовой информации. Нельзя сказать, что американцы полностью капитулировали перед европейцами. В плане ОЭСР есть и позитивное содержание. С него и начнем. ОЭСР пошла на некоторые уступки интересам бизнеса. Вместо "вредной налоговой конкуренции" в документах говорится о "вредной налоговой практике". Планы налоговой гармонизации и огульное осуждение низких налогов больше не встречаются. ОЭСР больше не требует, чтобы офшорные центры автоматически раскрывали частную финансовую информацию, интересующую зарубежных налоговых инспекторов. ОЭСР согласилась и с тем, что нет ничего преступного в благоприятных налоговых условиях для иностранных инвесторов.

Негативная сторона плана ОЭСР состоит в том, что от офшоров все-таки потребуют предоставлять данные, если они необходимы следователям по налоговым преступлениям. Но почему страны с низкими налоговыми ставками должны менять свои законы только потому, что их налоги позволяют им переманивать капитал из стран с высокими налогами? Более того, ОЭСР ведет с Министерством финансов США хитрую игру. В обмен на отказ от требования гармонизировать налоговые законодательства офшоров (т. е. попросту заставить их повысить налоги) бюрократическая контора в Париже убедила Вашингтон поддержать идею об обмене информацией. Проблема здесь в том, что непосредственная опасность таится не в гармонизации налоговых законодательств. Настоящей целью ОЭСР с самого начала было налаживание обмена информацией.

Однако обмен информацией является оборотной стороной гармонизации налогов, хотя бы из-за того, что и та и другая политика крайне осложняет налогоплательщикам перемещение капиталов в страны с более щадящим налоговым законодательством. Если первый способ предполагает нивелировать налоговые ставки, то второй позволит правительству страны проживания налогоплательщика облагать своими налогами его деятельность в другой стране.

Для американской экономики, равно как и для европейских налогоплательщиков, введение режима обмена информацией станет катастрофой. Налоговые ставки в США ниже, чем в большинстве стран ОЭСР. Кроме того, в Америке существует весьма привлекательное законодательство о налогах и частной собственности не проживающих в стране зарубежных инвесторов. Европейцы могут инвестировать в американскую экономику, зная наверняка, что правительство США не станет требовать от них того, чтобы они сообщали о доходах в налоговые органы их стран.

Такая политика привлекла в американскую экономику триллионы долларов, и поэтому со стороны американцев поддаться на эту уловку и поддержать идею информационного обмена было бы просто саморазрушительной глупостью. (WSJ, 10. 07. 2001).

Автор - старший научный сотрудник фонда Heritage