Станет ли массовым переход авиакомпаний из "Шереметьево" в "Домодедово"?


Пока "Аэрофлот" и "Шереметьево" согласовывают строительство третьего терминала, уже три авиакомпании переводят рейсы из "Шереметьево" в "Домодедово". Уже в этом году примеру "Трансаэро" последуют SwissAir и Sabena.

Мы считаем, что это первые ласточки и в дальнейшем вполне возможен переход в "Домодедово" других авиакомпаний. Международные перевозчики ориентируются на максимально возможный уровень комфорта для пассажиров, который сейчас может предоставить только "Домодедово". Вместе с тем о широкомасштабном переходе говорить преждевременно. Во-первых, в настоящее время "Шереметьево-2" справедливо воспринимается как основной международный аэропорт в Москве. Во-вторых, в конце 2003 г. будет скорее всего построен новый современный терминал "Шереметьево-3", что также удерживает авиакомпании, имеющие устоявшиеся долгосрочные отношения с "Шереметьево" и, возможно, определенные преференции от перехода. Наконец, обеспечивая более 50% перевозок на внутренних линиях в московском авиаузле, в основном благодаря "Аэрофлоту", конечно, "Шереметьево" может обеспечить наиболее удобную и широкую сеть стыковок с внутрироссийскими рейсами. Поэтому думаю, что наиболее вероятным сценарием будет не полный перенос рейсов крупнейших международных авиакомпаний (например, Luftghansa, British Airways, Olympic Airways и пр.) в "Домодедово", а частичный. Сложно сказать, как будет развиваться соперничество между аэропортами Москвы в дальнейшем, однако мы полагаем, что новый терминал даст "Домодедово" колоссальные преимущества, которые помогут ему обогнать "Внуково". "Шереметьево" же скорее всего так и останется недостижимым.

Елена Сахнова

Когда такой крупный оператор, как SwissAir, переезжает в другой аэропорт, остальные ведущие перевозчики тоже присматриваются к такой возможности. [Аэропорту] "Домодедово" действительно есть что предложить иностранным авиакомпаниям, и думаю, что в "Домодедово" перебазируются еще несколько компаний. Причем не удивлюсь, если это случится уже в этом году с переходом на зимнее расписание. Однако многие перевозчики, например Lufthansa, семь раз подумают, прежде чем расстаться с "Шереметьево". Этот терминал - крупнейший пересадочный узел для внутренних рейсов, что немаловажно для клиентов крупных компаний. Да и нынешний уход SwissAir и Sabena подтолкнет переговоры по строительству терминала "Шереметьево-3". После его введения в строй "Шереметьево" закрепит за собой статус крупнейшего российского аэропорта. Не думаю, что конкуренция сильно испортит жизнь существующим терминалам. В Париже два международных аэропорта, в Лондоне целых четыре. В Москве на несколько аэропортов бизнеса хватит.

Владимир Савов

Я не сомневаюсь, что "Домодедово" отщипнет большой кусок рынка. Здесь совсем недавно закончилась реконструкция, и мощности по обслуживанию пассажиропотока еще практически не задействованы. "Домодедово" может значительно увеличить пассажиропоток и при этом предоставлять более качественные услуги, чем "Шереметьево". К тому же "Шереметьево" явно не имеет столь сильной лоббистской поддержки. Уверен, что и другие компании будут переходить из "Шереметьево" в "Домодедово". Возможно, что даже "Аэрофлот" переведет туда часть своего пассажиропотока. Пассажиропоток постоянно возрастает, и "Шереметьево-3", конечно, будет построено, но факт перехода компаний в "Домодедово" этот процесс скорее замедлит, поскольку даст в руки противникам строительства дополнительные аргументы.

Андрей Беспалов

Для Москвы и страны одного международного аэропорта явно недостаточно. Появление нового международного аэропорта с точки зрения конкуренции в области сервиса и ценообразования является, безусловно, положительным фактором для потребителя. Уход крупных авиакомпаний - это потеря для "Шереметьево", но давайте отдавать себе отчет, что он уже давно не справляется со своими функциями с точки зрения международного уровня сервиса. За SwissAir, Sabena, "Трансаэро" пойдут другие компании, и выиграют только клиенты. В этой связи планы по "Шереметьево-3" позволят удержать часть международных авиаперевозчиков.

Александр Железняк

SwissAir и Sabena известны своим высоким уровнем обслуживания пассажиров. То, что именно они ушли из "Шереметьево", показательно. Аэропорт функционирует не лучшим образом. Сейчас зачастую невозможно быстро пройти паспортный контроль, стоят огромные толпы. Из 20 стоек работают где-то четыре. Далеко не лучший сервис соседствует с чрезмерной дороговизной. Насколько мне известно, пользуясь своим почти монопольным положением, "Шереметьево" заставляет платить авиакомпании неоправданно много. Неудивительно, что те оттуда бегут. Я думаю, что, пока в "Шереметьево" не будет построен третий терминал, многие компании перейдут в "Домодедово". Хотя повального бегства я не ожидаю. Особенно если "Шереметьево" возьмется за ум. Многие проблемы аэропорта - это проблемы плохого менеджмента.

Александр Тыкаев

Александр Тыкаев