Какой валютный закон нам нужен?


Закон о валютном регулировании и валютном контроле действует в России с 1992 г., но работает лишь в той его ограниченной части, которая не создает препятствий для российского предпринимательства и населения. Открытие счетов в иностранных банках и проведение операций по этим счетам российскими гражданами совершается давно и вопреки формально действующему запрету. Вывоз капитала из страны является всеми признаваемым фактом, обход ограничений на совершение конверсионных операций стал повсеместным, а арсенал используемых при этом "узниками рынка" схем огромен.

Объективный процесс интеграции России в мировую экономику требует принципиально новых подходов к регулированию обращения валютных ценностей.

Концепция нового закона, регламентирующего операции с валютными ценностями, должна строиться на трех основных принципах: свобода собственников распоряжаться принадлежащими им валютными ценностями, равенство и свободная конкуренция валют, исчерпывающее действие закона - разрешено все, что не запрещено.

Свобода осуществления валютных операций не означает отмены валютного контроля. Однако целью этого контроля должно являться не воспрепятствование праву собственника свободно распоряжаться принадлежащими ему средствами, а как раз наоборот - выявление нарушений этого права, а также преследование налоговых нарушений и их профилактика.

Новый закон вообще не должен, на наш взгляд, содержать такого понятия, как "орган валютного регулирования". Таким "органом" должен быть только сам закон. Соответственно, регулирующие меры должны вводиться законодательством Российской Федерации, а не решениями исполнительных органов власти и Банка России, суть которых зачастую противоречит целям, которым служит закон. В законе не должно быть места разрешительной практике осуществления валютных операций и так называемого особого, индивидуального подхода, который создает условия для чиновничьего произвола.

Ключевым моментом нового закона должно стать расширение толкования понятия "валютные ценности". В это определение должна быть включена не только иностранная, но и российская валюта. Уравнивание "прав" валют с точки зрения свободы распоряжения ими их собственниками и развитие конкуренции между этими валютами - важнейший элемент системы валютных отношений. Он позволяет полнее определить круг прав и обязанностей нерезидентов при совершении ими операций с валютными ценностями, выраженными в российских рублях или российских ценных бумагах, дает возможность включить в содержание закона операции движения капитала в российских рублях, совершаемые резидентами и нерезидентами.

В закон должно быть внесено положение о праве резидентов и нерезидентов совершать операции с российской и иностранной валютами без ограничений. В частности, закон должен предоставить российским юридическим и физическим лицам право открывать на свое имя счета за рубежом (по крайней мере, в банках стран Организации экономического сотрудничества и развития, а также в отделениях и филиалах таких банков в других странах). В целях контроля движения средств по этим счетам закон должен содержать требование обязательного уведомления налоговых органов об открытии счетов и осуществления операций по таким счетам только с момента уведомления. В законе должно быть четко установлено право резидентов осуществлять платежи и переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая перевод принадлежащих им денежных средств с их счетов в уполномоченных банках на их счета в иностранных банках без ограничений, лишь с указанием назначения платежа. В этом случае упраздняется унизительное и, по сути, антиконституционное требование предоставления собственником денежных средств доказательств права свободно пользоваться и распоряжаться этими средствами.

Закон должен содержать исчерпывающий список "операций движения капитала" (все остальные операции, классифицируемые ныне как текущие, совершаются без ограничений и уведомления о них каких бы то ни было органов) и предусматривать предварительно-уведомительный порядок проведения таких операций, установив срок такого уведомления не менее 15 дней до момента начала проведения операции. Объектами уведомления при этом должны быть не органы валютного контроля, а налоговые органы.

Закон должен, наконец, установить де-юре то, что де-факто уже существует: право резидентов совершать конверсионные операции через уполномоченный банк без ограничений и без указания целей покупки. В этом также реализуются принципы свободы распоряжения собственностью и равенства валют.

Закон должен предусматривать для физических лиц возможность без ограничений, в том числе минуя уполномоченные банки, совершать разовые или так называемые особые виды валютных операций, такие, как операции дарения, наследования, беспроцентного займа, приобретения в целях коллекционирования валютных ценностей, купля-продажа иностранной валюты физическим лицом во время пребывания за границей, купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации, совершаемые между физическими лицами и носящие разовый характер. Внесение данного положения, несмотря на его внешнюю немасштабность, несет в себе большой социальный и гуманистический смысл. Оно позволяет российским гражданам при совершении всем известных сделок частного или дружеского характера, так или иначе связанных с иностранной валютой, избавиться от страха быть привлеченным при этом к ответственности или стать жертвой провокации.

В законе должно быть четко зафиксировано положение, запрещающее принуждение к совершению конверсионных операций, а также ограничение по условиям их проведения. В частности, это касается нынешнего режима так называемой обязательной продажи, а также требования осуществлять такую продажу только на валютных биржах.

Закон должен четко обозначить и сформулировать задачи и функции валютного контроля, а также распределение этих функций между органами и агентами валютного контроля. К последним из них, подотчетным ЦБ РФ, закон должен отнести не уполномоченные банки (как в нынешнем законе), которые не должны выполнять не свойственные им административные контролирующие функции, ведущие к конфликту интересов таких "агентов", а главные территориальные управления ЦБ.

Автор - президент ММВА