Сможет ли "Аэрофлот" резко повысить свою конкурентоспособность?


"Аэрофлот" решил нанять британскую фирму Identica для работы над своим брэндом. По мнению "Аэрофлота", из-за проблем с имиджем авиакомпания теряет десятки миллионов долларов.

Новый брэнд, безусловно, компании нужен. Как человек, который очень много летает, могу сказать, что "Аэрофлот" ничуть не хуже западных компаний. Но один мой знакомый иностранец заметил: "Я никогда не полечу авиакомпанией, у которой серп и молот на логотипе". Брэнд - это только первая ступень. Предстоит длительный процесс - длительный настолько, насколько "Аэрофлот" готов инвестировать в него. При серьезном комплексном подходе они справятся за два-три года. Пассажиров мало волнуют собственники, корпоративное управление и прозрачность. Их интересует только репутация и имидж. Многие российские компании уже добились позитивного отношения к себе на Западе. "Аэрофлот" имеет очень привлекательную тарифную политику. Если он сохранит некоторый люфт в ценах, то уже через несколько лет сможет на равных конкурировать с иностранными перевозчиками.

Юлиана Слащева

Вложение денег в собственную репутацию всегда эффективно, но при условии, что делается оно разумно. Что касается найма западных специалистов, я считаю, что, если бы "Аэрофлот" нацеливался на работу только за рубежом, это имело бы смысл. Но если кампания будет разворачиваться и за границей, и в России, то тут западные специалисты, как показывает практика, не всегда идут самым эффективным путем. Я бы посоветовал "Аэрофлоту" выбрать одну из четырех международных фирм, имеющих аффилированные компании в России.

Игорь Писарский

Переход в "Домодедово", предпринятый с целью улучшения обслуживания пассажиров и роста имиджа, обошелся "Трансаэро" где-то в $1 млн. Немалая часть суммы пришлась на рекламные и информационные затраты. Результат: мы сравнили данные за июнь этого и прошлого года и констатировали рост числа перевезенных пассажиров почти на 5%. Такой рост наблюдается впервые за последние два года. Важно, что значительную часть прироста составляют пассажиры бизнес-класса, а ведь главным образом именно они, скажем честно, приносят прибыль авиакомпаниям. Но работа над имиджем эффективна, когда она подкреплена реальными изменениями. Складывавшийся годами стереотип "Аэрофлота" и менталитет работников компании быстро изменить будет нелегко. Счет тут идет даже не на месяцы.

Сергей Быхал

По нашему опыту, все вложенные в работу над имиджем деньги возвращаются. Однако пассажиров бизнес-класса, летающих западными авиакомпаниями, сложно будет отучить от устоявшейся привычки. Есть и множество других непростых аспектов. Например, иммиграционные власти Великобритании совершенно по-разному относятся к пассажирам западных компаний и российских перевозчиков. Несмотря на улучшенный имидж и повышение качества обслуживания, один только более строгий контроль на таможне европейских стран может отпугнуть часть потенциальных клиентов "Аэрофлота".

Михаил Кошман

Реструктуризация маршрутной сети "Аэрофлота" принесла достаточно солидный прирост за последние полгода. Если к этому добавится работа над имиджем, то пассажирский поток увеличится на 3 - 5%. Надо сказать, что у "Аэрофлота" нет проблем с пассажирами, летающими эконом-классом, но плохо заполняется бизнес-класс, поэтому эти меры в основном направлены на увеличение пассажирского потока именно в бизнес-классе. Такое увеличение возможно вдвое. Но не стоит ожидать моментального эффекта, особенно на фоне участившихся катастроф.

Юлия Жданова

Пониженный недавно рейтинг корпоративного управления "Аэрофлота" не может повыситься в результате усилий Identica. К каким-то переменам приведут только реальные изменения в авиакомпании.

Юлия Кочетыгова

Прогресс возможен только тогда, когда будут приняты меры по улучшению сервиса. "Аэрофлоту" нужно перекроить рейсы: отказаться от убыточных направлений, увеличить загрузку популярных рейсов, улучшить их обслуживание, т. е. проявить большую гибкость. У "Аэрофлота" есть свои плюсы: удобное расписание, относительно небольшие цены по сравнению с западными компаниями. Если он станет более ориентированным на потребителя и сможет добиться большей гибкости в области менеджмента, то компания будет владеть достаточно перспективным сегментом рынка, у нее будут все основания для поддержания низких цен: это и низкая цена на горючее, и более дешевая рабочая сила, и то, что "Аэрофлот" сможет договориться с "Шереметьево" и со многими провинциальными аэропортами. Улучшение сервиса "Аэрофлота" произойдет не мгновенно, а года через два - только тогда можно будет говорить, достойный ли он конкурент на мировом авиационном рынке.

Александр Тыкаев

Александр Тыкаев