Не то считают


Сегодня в Европе только ленивый не обсуждает вопросы потребительской активности. Французское правительство, опасаясь, что граждане страны будут покупать слишком мало, увеличило свои расходы в первом полугодии на 5,6%. Падение объемов розничных продаж "испортит праздник", предупреждает журнал Economist. Более того, озабоченность вопросами потребительской активности проявилась и по ту сторону Атлантики. Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн беспокоится, что из-за низкого уровня потребительской уверенности мировая экономика будет восстанавливаться слишком медленно.

Между тем сама идея о том, что экономикой управляет именно потребительский спрос, а не инвестиции в бизнес, представляется сомнительной.

Популярный миф о том, что экономикой управляет потребление, а не сбережения и инвестиции, - наследие кейнсианства, а также результат неправильной оценки данных о государственных доходах. При нынешнем способе подсчета ВВП потребительские расходы в США составляют приблизительно 67% ВВП, в Великобритании - 65%, в Германии - 58% и во Франции - 54%. Однако следует иметь в виду, что ВВП измеряет только конечный результат производства, а промежуточные производственные стадии не учитывает.

Но чтобы оценить всю экономическую активность, следует суммировать продажи товаров и услуг на всех этапах производства. В прошлом году Министерство торговли США ввело новый показатель состояния экономики страны, под названием "валовой объем производства" (ВОП), который измеряет производство товаров и услуг на всех производственных этапах. ВОП почти в два раза превышает ВВП.

И вот, согласно ВОП, потребление составляет всего 38% экономики США, а инвестиции в бизнес - 52% (10% приходятся на деятельность правительства). Рассчитывать ВОП нетрудно: в тех странах, где есть НДС, этот показатель и так учитывается.

Критики отмечают, что это - "многократный учет". Действительно, стоимость буханки хлеба учитывается несколько раз - на разных стадиях производства (зерно, мука, оптовая и розничная продажа). Но промежуточные стадии производства - лучший индикатор экономической активности.

Отслеживая инвестиции бизнеса, можно гораздо точнее предсказывать смены фаз бизнес-цикла, чем при мониторинге потребительской активности. В Германии, например, из девяти основных экономических индикаторов только два связаны с потребительскими расходами: индекс потребительской уверенности и индекс потребительских цен на услуги. Остальные оценивают производство на ранних стадиях, к примеру, закупки оборудования и заказы на строительство. Так же обстоит дело и в других крупных европейских странах. Изменения потребительских расходов не слишком помогают и в прогнозировании фондовых кризисов. Во время последнего экономического спада снижение котировок на европейских биржах произошло гораздо раньше, чем появились признаки замедления темпов роста потребительских расходов. А вот расходы на приобретение средств производства, рост занятости и индекс деловой активности упали сразу.

Итак, те, кто принимает экономические решения, не должны слишком доверять устаревшему подходу к статистике. Не потребительская активность и не госрасходы определяют состояние экономики, а инвестиции, данные об объеме производства и сбережения. (WSJ, 17. 07. 2001).

Автор - профессор экономики во флоридском Rollins College, редактор финансового бюллетеня Forecasts & Strategies, автор книги "Становление современной экономики"