Звук лопнувшей струны


КОЛЬМАР - Главная особенность возглавляемого Владимиром Спиваковым музыкального фестиваля в Кольмаре - объединение программ всех концертов, выбор участников и круга композиторов в соответствии с личностью музыканта, "назначенного" героем года. В разные годы героями кольмарских вечеров становились Федор Шаляпин, Давид Ойстрах, Владимир Горовиц, Леонард Бернстайн, Иегуди Менухин. Нынешний, 13-й фестиваль был посвящен выдающемуся венгерскому скрипачу Жозефу Сигети. На фестиваль в Кольмаре съезжаются меломаны из соседних европейских стран - Германии, Италии, Швейцарии. Естественно, много здесь и русских музыкантов, журналистов и просто зрителей. В этом году сюда приехали три крупных оркестра - Российский национальный под руководством Владимира Спивакова, Венгерский национальный филармонический оркестр под руководством Золтана Кошича и Будапештский фестивальный оркестр с дирижером Иваном Фишером. Что касается звезд скрипичного искусства, то из молодых фурор произвел Вадим Репин, игравший с РНО ре мажорный концерт Бетховена. Но, конечно, главным магнитом для элегантной фестивальной публики, съезжающейся к девяти вечера в собор Святого Матфея, были выступления Владимира Спивакова. Сольный концерт Спивакова и корейского пианиста Кун Ву Пэка открывался дуэтом Шуберта для скрипки и фортепиано. Потом были исполнены соната N 2 Бартока и посвященное Спивакову произведение Арво Пярта "Зеркало в зеркале". Сам Арво Пярт говорит о своей музыке как о белом цвете, в котором заключены все краски спектра. И только в призме слуха белый цвет разделяется на радугу... Пик драматизма фестиваля пришелся на Концерт Шостаковича для скрипки с оркестром. В тот вечер за пультом РНО стоял известный австрийский дирижер Джордж Клив. Вдруг в начале второй части концерта - "Скерцо" - струна "ля" под воздействием сильных пиццикато и, вероятно, перепада влажности выскочила из своего паза на подставке. Спивакову пришлось остановиться (что случилось с ним чуть ли не впервые в жизни!), в напряженной тишине поправить струну, заново настроить скрипку и с удесятеренной силой броситься на штурм сложнейших пассажей "Скерцо", "Пассакальи" и "Бурлеска". Понимая, что логика композиции исполнения была нарушена вынужденной паузой, он заставил форс-мажорные обстоятельства работать на себя, на свое понимание и проживание этой музыки. Так сильно, мужественно и великолепно Страдивари Спивакова не звучал никогда. Овация гремела мощно, все повскакивали с мест со слезами на глазах, вызывали бесконечно. "Все забыли, что Шостакович - это великой красоты и силы музыка, - сказал Спиваков после концерта. - Я только хотел об этом напомнить".