Взгляд эмитента


В начале лета Пробизнесбанк разместил облигационный заем и убедился в том, что бумаги представляют интерес для инвесторов. Однако наш опыт наглядно доказал, что этот инструмент - не самое удобное и выгодное для эмитента средство привлечения ресурсов.

С чем сталкивается эмитент, приступая к размещению облигаций? Размещать наиболее интересные для рынка облигации для эмитента дорого. Речь идет не об уровне процентных ставок на рынке, который приемлем. Дело в накладных расходах, главным из которых является налог на выпуск ценных бумаг. У эмитента возникает дилемма: выпускать короткие и наиболее востребованные рынком облигации дорого, а выпускать длинные по нашим меркам облигации дешево, но они не интересны инвесторам. Поэтому-то так распространены на рынке разного рода оферты и иные не вполне рыночные обязательства выкупа облигаций через более короткие сроки.

Эмитент лишен маневренности в выпуске. Действующие нормативные акты предписывают сначала зарегистрировать и полностью разместить эмиссию, а лишь затем организовывать вторичное обращение. Это тем более неудобно, поскольку быстрое вторичное обращение необходимо для инвестиционной привлекательности облигаций для банков. Дело в том, что при отсутствии рыночной цены облигаций банки вынуждены создавать значительные резервы под обесценивание своих вложений. Но поскольку до момента начала вторичного обращения размещенные облигации не имеют рыночной котировки, то резервы приходится создавать в полном объеме.

Кроме того, эмитенты ограничены в объеме эмиссии размером уставного, а не собственного капитала. В проигрыше снова банки: как правило, их уставный капитал меньше собственного и, хотя степень его защищенности существенно выше, они вынуждены прибегать к обеспечению облигаций третьими лицами или осуществлять их выпуск дочерними структурами с гарантией самого банка.

Наконец, особенности налогового законодательства делают нецелесообразной покупку облигаций банков для частных лиц. При том что физическое лицо получает доход от размещения своих денежных средств на срок, оно лишается тех льгот, которые имело бы при размещении на депозит в том же банке.

Корни всех этих проблем лежат в несовершенстве российского законодательства. Эти нормы прописывались в расчете на акции: облигаций просто не существовало. Но для рынка облигаций требуются другие подходы - это инструмент не долевого, а долгового рынка. Поэтому мы считаем, что для развития рынка корпоративных облигаций крайне необходимо внесение в законодательство изменений, снижающих налоговую нагрузку, упрощающих условия регистрации отчета о первичном размещении и допуска к вторичным торгам, а также решающих проблему выпуска отдельных траншей в рамках единой эмиссии, как это сделано для государственных облигаций. Требует коррекции порядок налогообложения операций физлиц с облигациями, с тем чтобы привлечь их средства в финансирование инвестиционных проектов крупных корпораций. Наконец, требуется изменить нормативы создания резервов под обесценивание облигаций, стимулировав тем самым финансирование на публичной основе значительных проектов, которые не под силу осуществлять отдельным коммерческим банкам.

Публичные инструменты требуют создания дружественной инвестору и эмитенту инфраструктуры. Для повышения инвестиционной привлекательности облигаций необходим механизм публичного рейтинга этих инструментов независимыми рейтинговыми агентствами. Рейтинги послужили бы ориентиром для страховых компаний и пенсионных фондов при формировании ими инвестиционных портфелей.

Автор - старший вице-президент Пробизнесбанка