Что изменится в деятельности ЦБ с расширением полномочий Национального банковского совета?


Отказавшись от идеи придать ЦБ статус госучреждения, депутаты Госдумы и глава президентской администрации Александр Волошин согласовали новый способ поставить Банк России под контроль правительства. Уже в начале осени в законе о ЦБ может быть прописано решение придать Национальному банковскому совету (НБС), куда входят представители исполнительной и законодательной власти, статус высшего органа управления ЦБ. Похожая модель действует во Франции.

Во Франции совет сформировался, когда банковская система уже имела современный вид, у нас - обратный случай: разрабатывается концепция реформы. В ближайшем будущем и с НБС стратегические вопросы будет по-прежнему контролировать главный банкир, если им останется Геращенко. Но НБС может стать мощным лоббистом при проведении реформы. Поводом к усилению влияния НБС может служить то, что, например, заинтересованные лица не договорились о кандидатуре на должность следующего главы ЦБ. Совет может рассматриваться как попытка компромисса. Возникают исторические ассоциации: когда наследник финансовой империи берет дело в свои руки, ему назначают совет наблюдателей и контролеров. Происходящее не означает, что Геращенко на этот раз покинет пост главы ЦБ, но подтверждает, что национальный капитал предпринимает очередную попытку создать "машину влияния", чтобы ЦБ проводил политику в их интересах.

Марина Ионова

Если будет реализован вариант, когда представители ЦБ не играют приоритетной роли в НБС, то подобный шаг будет иметь очень серьезные последствия. Будет подорвано доверие к ЦБ. Мы вернемся к докризисной ситуации 1997 - 1998 гг., когда формальная независимость ЦБ не помешала правительству и президенту фактически указывать ему объемы дополнительной эмиссии. Известно, к чему это привело. Вся мировая практика показывает, что монетарные власти должны быть независимы от фискальных целей. Если правительство получит контроль над ЦБ, у него наверняка возникнет искушение изменить политику управления инфляцией.

Евгений Ковалишин

Безусловно, деятельность ЦБ будет осуществляться более четко, в рамках общегосударственной экономической политики. Планируемое закрепление за НБС функций принятия основных решений по денежно-кредитной политике - весьма положительная инициатива федеральной власти. Основными целями этих действий являются повышение информационной прозрачности Центрального банка РФ, а также повышение согласованности действий органов власти при осуществлении макроэкономического регулирования. Вероятно, что в случае принятия этого решения не будет повторяться ситуация 1995 - 1998 гг., когда российский парламент использовал кейнсианские принципы стимулирования экономики, а Центробанк проводил жесткий монетаристский контроль над денежным предложением внутри страны, вследствие чего правительство РФ было вынуждено предпринимать шаги, лишенные стратегического смысла.

Ирина Малышева

На данный момент единственным инструментом, которым может пользоваться ЦБ в осуществлении своей политики, является обменный курс, и изменения в НБС вряд ли повлияют на тактические шаги ЦБ на валютном рынке. Но, с другой стороны, исчезнет постоянное противостояние между правительством и ЦБ по поводу ключевых макроэкономических индикаторов. Тогда политика будет более сбалансированной и обсуждаемой на ранних стадиях формирования решений. Кроме того, ответственность за принятие решений уйдет от ЦБ. Если раньше он выполнял политику так, как это видел его глава, то в данном случае Центробанк превратится в некий инструмент, который будет осуществлять решения, принимаемые коллегиально. Хотя за банком наверняка останется решение многих важных вопросов, например регулирование банковского сектора.

Андрей Иванов

Мое твердое убеждение заключается в том, что если такой подход будет реализован, то ЦБ окажется втянутым в жернова власти, неуместные сейчас дискуссии и споры, которые могут привести к снижению эффективности деятельности ЦБ в целом, отвлекая от решения главных задач. ЦБ - это необычное явление нашей действительности, которое может сегодня не только мыслить независимо, но и действовать независимо, реализуя принятые решения. Налицо уникальный факт совпадения полномочий ЦБ де-юре и личностных качеств главы ЦБ, реализующего независимость главного банка страны де-факто. А опыт Франции, на который ссылаются инициаторы изменений, по-настоящему хорош именно во Франции, где давно уже определены и строго соблюдаются границы различных ветвей власти и управления.

Алексей Ворошин

Предполагаемые изменения, скорее всего, приведут к тому, что ЦБ станет более контролируемой организацией со стороны правительства и парламента. Очевидно, что после принятия нововведений вполне возможны изменения в кредитно-денежной политике ЦБ, усиление надзора за деятельностью кредитных организаций, а также ужесточение порядка лицензирования банковской деятельности.

Николай Сидоров

Николай Сидоров