Размер не имеет значения


КИОТО - В то время как гиганты индустрии мобильных телефонов - Sony, Ericsson, NEC и Philips - жаждут укрупнения и всеми силами ищут союза с конкурентом и лидером сектора Nokia, японская Kyocera остается в стороне от этой погони.

"Нам незачем стремиться достичь такого же размера, как Nokia. Чтобы делать деньги, это не требуется, - считает президент Kyocera Ясуо Нисигути. - Бизнес не может укрупняться только ради самого укрупнения. Компания должна сосредоточиться на получении прибыли". Эти слова, звучащие вполне разумно, до сих пор, по сути, являются ересью для японского бизнеса. Во времена экономического бума доля на рынке была мерилом успеха компании, и даже в сегодняшней Японии многие коллеги Нисигути задумываются сначала о количестве рабочих мест на своих предприятиях, а потом уже о прибыли.

Kyocera - бессменный фаворит аналитиков и фондовых менеджеров благодаря ее прибыльности и высокой стоимости акций. Объем продаж компании в прошлом году составил 1,3 трлн иен ($10,4 млрд), чистая прибыль - 219,5 млрд иен ($177 млн).

Самый знаменитый из руководителей компании - ее основатель Кадзуо Инамори, дзен-буддийский монах. Однако нынешним успехом Kyocera обязана Нисигути, ветерану с 25-летним стажем работы в компании. После нескольких досадных оплошностей (например, инвестиции в прогоревшую Iridium) президент решил переориентировать стратегию компании, используя традиционные преимущества японской модели бизнеса.

По мнению Нисигути, преимущество японской индустрии в том, что она использует труд местных высококвалифицированных специалистов. "А на американских предприятиях порой встречаются работники, которые даже не закончили среднюю школу. Американская производственная система основана на импорте рабочей силы, а японская всецело опирается на собственные трудовые ресурсы", - уверен Нисигути.

Подобные представления диктуют особенности менеджмента Нисигути. В то время как в Ericsson, Sony, Alcatel и других телекоммуникационных компаниях растет количество субподрядов, Kyocera делает всю работу самостоятельно. "Компании практикуют аутсорсинг, чтобы получать дешевые телефоны в огромных количествах. В этом-то и заключается их ошибка", - уверен Нисигути.

Компания четко придерживается нишевой стратегии, сосредоточившись на стандарте CDMA. В прошлом году Kyocera увеличила продажи своих мобильных телефонов с 4,7 млн до 11 млн единиц отчасти за счет поглощения американской Qualcomm, пионера технологии CDMA. Сейчас с CDMA помимо Kyocera работают только Nokia и Qualcomm. Йосихару Идзуми, аналитик из UBS Warburg, считает, что, несмотря на небольшие размеры Kyocera, своевременно сделанные инвестиции в CDMA дают компании все шансы сохранить решающее преимущество на рынке сетей третьего поколения.

Дэн Лукас, аналитик из Credit Suisse Boston, предупреждает, что в такой политике есть определенная доля риска: с распространением мобильной телефонии узнаваемость брэнда будет важным фактором при покупке телефона и маленькую Kyocera потребители могут просто не заметить. Однако пока стратегия Нисигути окупается с лихвой. (FT, 15. 07. 2001)