Корпоративный Шекспир


Вы думаете, Шекспир - это для школьных ботаников? Сегодня это еще и пособие для бизнес-школ и семинаров по менеджменту.

Студенты из Кельнского университета грызут текст "Короля Лира" на семинарах, посвященных власти и мотивации человеческого поведения. Режиссер Ричард Оливье, читающий лекции в Крэнфилдской школе менеджмента в Великобритании, организовал семинары по менеджменту в стенах лондонского театра "Глобус". Например, семинар по шекспировскому "Юлию Цезарю" называется "Эмоциональный и политический интеллект, или Как избежать удара в спину на работе". Популярность поэта на бизнес-сцене можно было бы считать не более чем курьезом, если бы она не возникла в результате фундаментального пересмотра менеджерских стратегий, явно нуждающихся в серьезном обновлении в современном динамично меняющемся мире. Руководители все чаще дополняют традиционные технически-финансовые приемы знаниями и навыками, касающимися особенностей человеческих взаимоотношений. Сегодня в бизнес-школах и на специальных корпоративных семинарах немало времени посвящают изучению таких отвлеченных понятий, как "самосознание", "сочувствие", "креативность", "искусство общения". Чтобы донести до великовозрастных учеников глубинную суть этих понятий, преподаватели таких семинаров пользуются нетрадиционными средствами, например текстами шекспировских пьес. Классик привлек всеобщее внимание как источник бесценных открытий в области менеджмента, как знаток человеческой психологии и закономерностей человеческого поведения. "Это более комплексный, гармоничный метод обучения, чем просто запоминание фактов и цифр, - считает Джулиан Кронен, менеджер из дюссельдорфского отделения Boston Consulting Group. - Принимать решения и затем обрушивать их на головы подчиненных - в корне неверная стратегия. Руководитель должен убедить людей в правильности этих решений, он должен уметь работать с людьми. А это требует овладения массой социальных навыков". Ричард Оливье пошел по стопам своего отца, сэра Лоуренса Оливье: знаменитый британский актер время от времени тренировал руководителей компаний, помогая им освоить техники самопрезентации. В качестве "наглядного пособия" он как раз использовал пьесы Шекспира. Например, образ главного героя трагедии "Генрих V" годится для оттачивания лидерских навыков. Ричард Оливье, который поставил в "Глобусе" "Генриха V" и "Венецианского купца", сегодня привлекает на свои бизнес-семинары руководителей из Microsoft, Glaxo Wellcome, NatWest, BBC, Lotus Cars. По мнению Дэниэла Гоулмана, профессора психологии и автора бестселлера "Эмоциональный интеллект", такие занятия, обучающие эффективной коммуникации, полезны для самих руководителей и для их бизнеса. Гоулман провел исследование, в ходе которого сравнивал менеджерские качества директоров известных компаний: выяснилось, что умение общаться с людьми ("эмоциональный интеллект") вдвое важнее для руководителя, чем традиционно ценимые параметры личности, такие, как IQ. А для топ-менеджеров этот коэффициент даже выше. Самое главное, что такие качества, как способность к сочувствию или умение слушать, воспитуемы, им можно обучиться. На этом и основан успех программ, подобных "шекспировской": почтенные директора - мужчины порой весьма солидного возраста - ломают старые привычки и стереотипные реакции и строят новые, более гибкие модели поведения. Это требует времени, но затраты всегда окупаются. Психологические теории подтверждаются ежедневной практикой корпоративной жизни. По данным французского производителя косметики LХOreal, менеджеры отдела продаж, выбранные с учетом их эмоциональных характеристик и умения общаться с людьми, оказываются более успешными работниками, чем их коллеги, попавшие в компанию в результате традиционной процедуры отбора сотрудников. У первых объемы продаж на одного сотрудника в среднем на $90 000 в год больше, чем у вторых. Шекспир не единственный автор, которого штудируют бизнес-руководители. Привлекательными фигурами стали, например, Грэм Грин, драматург Томас Элиот. Беллетристика больше не противопоставляется серьезному делу, а, наоборот, становится его частью. (WSJ, 9. 07. 2001)