Лишние люди


Инвестиционный банк Merrill Lynch пошел недавно на мировую сделку с одним частным инвестором, потерявшим $500 000 на вложениях в интернет-компанию Infospace, акции которой рекомендовал покупать аналитик банка Хенри Блоджет. Суть иска, поданного врачом из Нью-Йорка, состояла в том, что аналитик, будучи сотрудником Merrill Lynch, находился в ситуации конфликта интересов: банк в это время организовывал сделку слияния, где Infospace выступала покупателем. Поэтому высокая цена на акции Infospace была банку выгодна. Вот Блоджет и советовал их покупать. То, что банк согласился заплатить, не может не спровоцировать волну аналогичных исков от множества пострадавших в интернет-кризисе.

Аналитикам уже не видать былой славы. Проблема конфликта интересов сегодня станет предметом слушаний в Конгрессе, и аналитикам там точно не поздоровится. А для своих банков они рискуют превратиться из актива в пассив. Представьте, что будет с капиталами Уолл-стрит, если банкам придется расплачиваться за потери рыночной капитализации Cisco, ведь это $500 млрд. А акции Cisco рекомендовали покупать практически все аналитики.

Когда-то все было не так. Когда-то существовала минимальная фиксированная ставка комиссионных - 75 центов с акции, аналитики ездили в лимузинах и встречались с директорами компаний. Затем в середине 70-х гг. произошла либерализация финансового рынка, фиксированные комиссионные были отменены. Мелкие инвесторы получили возможность совершать сделки за 0,5 или даже 0,25 цента с акции. Аналитиков нужно было как-то ранжировать.

Ежегодные рейтинги аналитиков составлялись на основе опросов менеджеров инвестиционных фондов. Менеджеры голосовали за тех аналитиков, которые им звонили, и поэтому аналитикам было велено делать по 100 звонков в месяц. Хорошая позиция аналитика в рейтинге помогала его фирме: облегчала выигрыш выгодных сделок по размещению первичных предложений. А проведение хороших сделок помогало и аналитику: он продвигался вверх по рейтингу.

Были и традиции добрых отношений с компаниями. Когда я сам начинал работать аналитиком, я сидел и, приклеившись к стулу, ждал объявления очередных финансовых результатов Intel. Как только первая новость - одной строкой - появлялась, я мгновенно звонил их менеджеру по связям с инвесторами. Я всегда должен был быть первым. Задача была продержать менеджера у телефона минут 30 - 40, ведь все конкуренты в это время тоже ждали. Повесив трубку, я тут же обзванивал крупнейшие инвестиционные фонды и сообщал им мой вердикт о квартальных показателях Intel.

Факсы и электронная почта лишили эту игру всякого смысла, но аналитик и сегодня работает, как машина для саморекламы. Его главный стимул - премия в конце года. Формула проста: звонки, голоса менеджеров, рейтинг, инвестиционные сделки, бонус. Со временем изменилось лишь то, что появление в телепрограмме или в журнале стало заменять телефонные звонки.

Его мнение не должно волновать общественность: клиенты аналитика - это организации. А их меньше всего волнует, что он там посоветовал: "продать" или "покупать". Аналитик становится устаревшей фигурой, лишним человеком. Демократизация финансовых рынков превратила в аналитиков всех нас.

Автор - бывший аналитик в банках Morgan Stanley и PaineWebber. Сейчас - партнер Velocity Capital Management