Найдут ли предложения ОХНила практическое воплощение?


По мнению министра финансов США Пола ОХНила, для увеличения инвестиций в России должны быть созданы прототипы инвестиционных зон, где чиновники будут жестко бороться с коррупцией и добиваться того, что контракты будут выполняться, а закон иметь высшую силу. "Если они [россияне] выберут место, которым смогут управлять, вероятность реальных изменений больше, чем если добиваться того же на всей территории [страны]", - аргументировал ОХНил.

Любая попытка создать нечто особенное, с эксклюзивным режимом, думается, заведомо обречена на провал. Конечно, велик соблазн ограничиться особым вниманием к отдельным территориям. Но страна большая, и работать такой подход для всей экономики вряд ли будет. Да и, когда подобные идеи начинают претворяться в жизнь, весь комплекс работ быстро становится до предела забюрократизированным. Это не помогает, а тормозит развитие. Опыт пивоваренной компании Sun Interbrew, восемь заводов которой расположены в различных регионах России, а также нашего фонда прямых инвестиций показал: наиболее оптимально создание везде одинаковых, единых условий для участников экономического процесса, а не ситуация, в которой у каждого региона свои особенности. Полагаю, сегодня от федерального государства требуется прежде всего создать единые, понятные и претворимые в жизнь правила и правовые нормы.

Игорь Гундобин

Проблема плохого инвестиционного климата гораздо шире. Я бы сказал, что вопрос - в желании регионов иметь иностранные инвестиции. К тому же в России идет своеобразный период консолидации активов в частном секторе. Иностранным инвесторам просто трудно вклиниться в процесс. Скорее всего, высказывания ОХНила отражают понимание того, что трудно будет в короткие сроки улучшить инвестиционный климат по всей России. Возникает идея "подтянуть" сначала наиболее перспективные регионы. Однако правительство, на мой взгляд, скорее будет стараться проводить общую политику. Хотя появление должности замполпреда президента по Северо-Западному округу, который будет курировать Калининградскую область, - нечто вроде того, о чем говорил ОХНил.

Олег Вьюгин

Опыт такого рода развития иностранных инвестиций существует. Китай - один из наиболее ярких примеров. Простые, понятные правила игры создавались сначала на побережье, а затем внедрялись вглубь страны. Поэтому идея ОХНила понятна. Но я скептически отношусь к возможности реализовать ее в России. Хотя идея звучит привлекательно, вряд ли власть согласится на подобный дуализм, когда, с одной стороны, провозглашается равенство регионов, а с другой - особое внимание уделяется соблюдению законности в отдельных областях страны.

Евгений Гавриленков

При всем уважении к министру финансов США невозможно рассматривать его идею всерьез, возникает даже мысль о погрешностях перевода. Предложение ОХНила предполагает нарушение законов во всех остальных регионах. Идея, с точки зрения и государства, и бизнеса, выглядит дикостью, и о практическом ее применении говорить не приходится. Существуют примеры создания особых экономических зон - и в Калининграде, и в китайском Пудуне, и тем более в Гонконге. Экономический эффект в этих случаях объясняется экономическими же мерами, но не циничным выделением равного среди равных.

Олег Шахов

Понятно, что широким фронтом экономическое развитие идти по стране не может. ОХНил правильно поставил задачу - нужны некие "точки роста", "пятна света", где обеспечивается большая открытость и прозрачность бизнеса. Организовываться они могут двумя путями. Первый - голубая мечта либералов - самоорганизация бизнес-сообщества. Но опыт показывает: "невидимая рука рынка" в нынешних условиях чаще рождает жесткую спайку бизнесмена и чиновника. Первому не нужны конкуренты, второй заинтересован в черных доходах. Зачем им господа с Запада? Начинается вторая фаза застоя, в которую мы сейчас входим. Другой путь - усиление контроля из центра. Тут есть свои нюансы. Ведь по сути это попытка ограничить произвол одних чиновников, опираясь на других. Сейчас такая ситуация, например, складывается в Калининградской области. Кроме того, этот путь ведет к ограничению самостоятельности регионов. Однако сегодня появление "пятен света" на темном лике России возможно только за счет кремлевской электросиловой установки. Нужно выделить 10 - 15 "точек роста", которым уделяется особое внимание с точки зрения контроля за соблюдением законности. И вроде бы первый шаг президент уже сделал, поставив своих представителей в каждом федеральном округе. С другой стороны, без встречного давления ростков свободного бизнеса снизу дело тоже не пойдет.

Дмитрий Орешкин

Дмитрий Орешкин