По какому закону дана льгота?


В законе "О средствах массовой информации" говорится, что редакции освобождаются от уплаты налогов в течение двух лет со дня выхода в свет продукции средства массовой информации. Первый номер нашей газеты был выпущен в начале 2001 г. Означает ли это, что мы можем не платить налоги до начала 2003 г.? Действительно согласно статье 19 закона РФ "О средствах массовой информации" "в течение двух лет со дня первого выхода в свет продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей". Но прежде чем применять данную норму на практике, необходимо проанализировать налоговое законодательство. Нелишним будет знать и то, как могут отреагировать на применение льготы налоговые органы. Дело в том, что по общему правилу все элементы налогообложения, в том числе и льготы по уплате того или иного налога, должны устанавливаться налоговым законодательством. А если льгота установлена законом, не относящимся к акту законодательства о налогах и сборах? Можно ли в этом случае ею воспользоваться? Довольно часто налоговые органы считают, что при решении вопроса о том, имеет ли какая-либо организация право на льготу в области налогообложения или нет, необходимо руководствоваться исключительно налоговыми законами. Если льгота установлена иными законами, например, как в данном случае, законом РФ "О средствах массовой информации", а акты законодательства о налогах и сборах ее не предусматривают, представители инспекций полагают, что льгота применяться не должна. В том случае, если льгота применялась, начисляется недоимка и пени. По нашему мнению, позиция налоговых органов не соответствует действующему законодательству. Согласно статье 17 Налогового кодекса РФ налоговые льготы могут устанавливаться только актом законодательства о налогах и сборах. Как гласит статья 1 Налогового кодекса РФ, законодательство о налогах и сборах состоит из самого Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах (федеральных, региональных и местных). Из статьи 12 Налогового кодекса РФ следует, что по всем налогам, взимаемым в РФ, прежде всего должны быть приняты и введены в действие соответствующие главы части второй Налогового кодекса РФ. В настоящее время действуют только четыре главы - посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу. По остальным налогам действуют законы, принятые до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ. Таким образом, в отношении налогов, которые уже введены частью второй Налогового кодекса РФ, льготы, установленные иными законами, применяться не могут. Возникает вопрос: можно ли применять льготы, установленные "неналоговыми" законами, в случае, если взимание налога до настоящего времени регулируется законом, принятым до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ? То есть по тем налогам, по которым соответствующие главы части второй Налогового кодекса еще не приняты и не вступили в силу? Известно, что до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ арбитражные суды при рассмотрении споров по поводу применения льгот исходили из следующего положения: несмотря на то что в ряде случаев налоговые льготы установлены "неналоговыми" законами, нормы, содержащие такие льготы, являются составной частью налогового законодательства. Поэтому льготы, установленные так называемыми отраслевыми законами, применяться могли. Мы считаем, что и сейчас по тем налогам, по которым продолжают действовать законы, принятые до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ, льготы, установленные "неналоговыми" законами, должны применяться до тех пор, пока не вступит в силу соответствующая глава части второй Налогового кодекса РФ. На это в своем постановлении N 5 от 28 февраля 2001 г. указал Высший арбитражный суд РФ: "... впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ... надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения". Исходя из сказанного следует, что ваша редакция имеет право не платить налоги, по которым продолжают действовать законы, принятые до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ. К ним относятся все налоги, за исключением НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и единый социальный налог. Плательщиком акцизов редакция не является, так как не производит и не реализует подакцизную продукцию. В отношении налога на доходы физических лиц редакция является налоговым агентом. Это означает, что удерживать и перечислять этот налог за своих сотрудников редакция обязана независимо от предоставляемых ей самой льгот. От уплаты единого социального налога средства массовой информации главой 24 Налогового кодекса РФ не освобождаются. Налог на добавленную стоимость платить не нужно, так как налоговое законодательство предусматривает, что реализация продукции средств массовой информации данным налогом не облагается.

Таким образом, мы считаем, что ваша редакция обязана платить только единый социальный налог, в то время как от уплаты других налогов она освобождается. Следует еще раз отметить, что позиция налоговых органов может отличаться от нашей. На практике это означает, что в случае неуплаты налогов будет начислена недоимка и пени. Однако в этом случае за защитой своих прав вы имеете право обратиться в арбитражный суд. Автор - юрист МОО "Общество налогоплательщиков", телефон "горячей линии" 790-04-50