Секс, "АББА", колбаса


Вам случается ностальгировать по семидесятым, даже если сами вы не помните или не знаете то время? Волосы до плеч, фенечки до локтей, автостопные странствия, расширенное сознание? Расписанные машины, живописные сквоты, рок-н-ролл круглые сутки? Революционная романтика, свободная любовь, жизнь в коммунах? Утопическая вера в то, что общество рано или поздно удастся изменить к лучшему, а пока можно пожить в своем собственном идеальном мире на обочине? Так вот, если верить Лукасу Мудиссону, ничего такого на самом деле не было, даже в Швеции, даже в 1975 г. "Вместе", коммуна хиппи, обосновавшаяся в пригороде Стокгольма, живет в обшарпанном, но совершенно обычном доме и состоит из не очень красивых, не слишком молодых и не особенно длинноволосых людей. Вместо свободной любви - обычные унылые и неловкие адюльтеры и вечно неприбранные общие дети. Вместо романтики бунта - суконным языком писанные листовки, занудные разговоры про прибавочную стоимость да пьяные и вялые ночные дискуссии с непрошибаемыми полицейскими. Была в отснятом материале сцена, в которой мрачный хиппи-коммунист в знак протеста против буржуазной культуры мочился на здание Королевского театра, но в окончательный вариант фильма даже она не вошла. Вместо праздников сутки напролет - вечные дрязги по поводу того, чья очередь мыть посуду. Не коммуна, а просто коммуналка какая-то. Впрочем, люди все по-своему хорошие, всех жалко, всех понять можно - такие же, в сущности, как и все остальные. Вот и сестра одного из коммунаров, дебелая блондинка с внешностью молодой Дорониной, мать двоих детей, спасающаяся в коммуне от поколачивающего ее мужа-сантехника, немедленно находит со всеми общий язык. И ничего, что одна из коммунарок - лесбиянка. Она же на самом деле так, из идейных соображений, с мужем поругалась - вот он, здесь же на диванчике сидит. Так что ничего страшного - ей же просто поговорить по душам надо. Женщина женщину всегда поймет. Туго приходится только детям. Новое поколение всегда выбирает пепси и прочие простые и здоровые вещи - хот-доги, "АББА". А тут вместо нормальной музыки - какое-то заунывное гитарное занудство. Вместо сосисок заставляют есть вегетарианскую гадость. В школу, на смех всем, подвозят на какой-то дурацкой раскрашенной машине. Даже в войну поиграть не дают, пацифисты чертовы. Новички поднимают бунт. Они привлекают новых союзников - позабытое мамой-лесбиянкой малолетнее "дитя цветов" и печального соседского очкарика. Они устраивают демонстрацию с плакатами "Даешь мясо! ". Умиленные, взрослые сдаются. Справедливость торжествует. На столе - дымящаяся колбаса с картошкой, звучит "АББА", вовсю работает телевизор, дети увлеченно играют в пытки Пиночета. Идейно стойкие спасаются бегством - туда им, занудам, и дорога. Муж-сантехник приходит мириться, трезвый и с цветами. Забитый хиппи-коммунар пинками гонит на улицу свою курву-жену, которая под видом свободной любви нагло ему изменяла. Мальчик-очкарик и девочка-очкарик чувствуют, как между ними зарождается большое и чистое чувство. Все играют в футбол во дворе. А еще говорили, что хиппи какие-то особенные, - все это неправда. Нормальные, простые люди, и колбасу на самом деле любят, как все. А никаких особенных на самом деле не бывает. Юные очкарики сейчас, конечно, выросли. Им сейчас примерно столько же, сколько Лукасу Мудиссону, или даже немного больше. Они с иронией воспринимают новейшую моду на клеша и кислотные маечки. Мальчик, наверное, бреется наголо, носит шмотки, напоминающие спортивные костюмы его детства, - то, что носили нормальные ребята, а не дети всяких нищих чудиков. Девочка сменила очки на контактные линзы, одевается, как и полагается преуспевающей даме, не тратящей время на всякие экстравагантные глупости. "АББА" они до сих пор слушают с удовольствием и точно знают, что никаких хиппи не было, а бунтовать против общества - удел неудачников.

Да и к чему это в наидемократичнейшей Швеции, практически бескровно получившей все те свободы, за которые боролись молодежные движения 60 - 70-х. Студенческие волнения, террористы, баррикады - все это было во Франции, в Германии, в Штатах. К чему помнить о чужих героях.