Лето в городе


В Малом Манеже проходит Форум художественных инициатив - "Искусство как туризм". Идеальная тема для летней выставки, когда только и разговоров, что о том, кто куда едет в отпуск и кто откуда вернулся.

Галерея Escape назвала себя турагентством "Путешествие с художником". Каждый из участников проекта предлагает свой тур - будь то "Тайны Нью-Йорка", "Легенды Царского Села" или посещение русской деревни. Авторы проекта выступают здесь своего рода "кураторами" частных собраний воспоминаний, коллекционированием которых занимается любой турист.

Впрочем, "Путешествие с художником" - самое лобовое отыгрывание темы "Искусство как туризм". При всей своей видимой наивности это название содержит подвох. Все самые очевидные сюжеты и образы - художник, играющий в этнографа, художник, ведущий путевые дневники, делающий, как встарь, пленэрные зарисовки достопримечательностей или привозящий вороха фотоснимков и километры видеопленки, - относятся скорее к "туризму как искусству". Занимающийся не туризмом как искусством, а искусством как туризмом куда менее зависит от реальных перемещений в пространстве. Рано или поздно он задает себе вопрос: "Для чего мы уезжаем? Для того, чтобы приехать куда-то, или для того, чтобы уехать откуда-то? " И для практикующих искусство как туризм или искусство вместо туризма бывает вполне достаточно не подтвердить, а подвергнуть сомнению свое присутствие в каком-либо определенном месте. For the next time Ольги Чернышевой и "Инвентаризация истории" Нины Котел и Владимира Сальникова отыгрывают фактуру любительских каникулярных фотографий. Но фотографирующаяся на фоне разнообразных достопримечательностей Нина Котел никогда не попадает в кадр. На снимках видна только прядь ее волос. Классические курортные снимки Ольги Чернышевой - неказистые интерьеры домов отдыха, густо заселенные пляжи, отнюдь не роскошные купальники на далеких от совершенства телах, все прочие приметы - погружены в сияющую голубизну засвеченной полароидной пленки, в райскую размытую дымку, которая может окружать только отдаленные и скорее всего чужие воспоминания. Искусство как туризм может быть искусством вымышленных путешествий - путешествий по воображаемым мирам или путешествий в прошлое. Приморский государственный музей им. В. К. Арсеньева представляет проект художницы Кати Кандыбы "Потревоженные сны", посвященный археологии вымышленных миров. А Леонид Тишков показывает фотографическую документацию путешествия трогательной тряпичной фигурки Никодима, словно бы воплощающей давнюю мечту советского детства - как бы стать таким маленьким и незаметным, чтобы всюду можно было проникать без визы, паспорта, билета. Достаточно пристроиться в кармане или багаже - и вот ты уже далеко-далеко, где-то в Гималаях. Были на выставке и агрегаты путешествия во времени. "Путешествие мистера Маккормика в страну своего детства" Дарьи Новгородовой - электрический мобиль, раскручивающий на веревочке том-сойеровскую дохлую крысу. "Путешествие мечты" Владимира Архипова - еще один объект из обширной архиповской коллекции народных реди-мейдов. Стул с приколоченными к нему саночными полозьями - агрегат не столько для перемещения в пространстве, сколько для возвращения в прошлое. Один из приятелей художника создал этот снегоход в начале 90-х гг., чтобы вывозить на прогулку свою больную бабушку. Нелепый самодельный предмет оказывается поводом для почти прустовских семейных воспоминаний.

Татьяна Добер и Александр Алексеев предлагают путешествие по виртуальной Москве. "Три кольца" - эффектная инсталляция-аттракцион в духе симуляторов космических полетов из Луна-парка. В старых машинах, стоящих в выставочном зале, уютно и совершенно натурально пахнет бензином и табачным дымом. Перед стеклом - видеопроекции ночных городских улиц. Три машины - три московских кольца: Бульварное, Садовое, окружная дорога. В динамиках звучит музыка. "Три кольца" московских дорог превращаются в дорожки музыкальной записи. А город, как в клипе Лорен Хилл, кажется гигантским виниловым диском. Еще один автомобиль - музыкальный автомат представлен в инсталляции Art-jockey проекта Фенсо (Антон Смирнский и Кирилл Козлов). Жирная старая "Волга", розовая, как кадиллак Элвиса, с мощными динамиками внутри и золоченой дискотечной мигалкой на крыше. На такой машине художник появляется, как волшебник в голубом вертолете, вызывая всеобщее ликование. На такой машине уже можно никуда не ехать: все сами придут, чтобы поглазеть на такое чудо.

Герман Виноградов раскидывает свой шаманский пикник прямо посреди выставочного зала. Забавные и совершенно невинные атрибуты самопальной магии соседствуют с домашним вином, которым охотно угощают всех желающих. Ковер-самолет и скатерть-самобранка одновременно, при помощи которых можно отправиться в волшебное путешествие, даже не покидая пространства Малого Манежа.

В отличие от классических помпезных и популярных "летних" выставок, устраивать которые считают своим долгом все крупные западные музеи современного искусства, никичевский форум не может (да и не хочет) быть туристическим объектом. Искусство предлагается как куда более надежное и доступное, нежели дорогостоящие туры, средство бегства из надоевшей повседневности.

"Искусство как туризм" (ее, как и все экспозиции предыдущих форумов, курирует Юрий Никич) - выставка не для тех, кто находится в путешествии, но для тех, кто остался летом в городе. Этакий городской пионерский лагерь, в котором по-дачному весело играют в футбол во дворе, всеми силами стараясь не замечать пыли на чахлой городской травке.