Аннушка уже наклонила бутылку


Опыт - это то, что получаешь, когда не получаешь того, что хочешь. В 1998 г. правительство Сергея Кириенко не получило ни согласия депутатов на запуск антикризисной программы, ни - в итоге - помощи МВФ. Но опыт российского финансового кризиса, считают эксперты, еще не измерен. Отвечать по выученным - или невыученным - урокам августа 1998 г. придется только в 2003 г., когда платежный баланс страны приблизится к нулю.

"Пока Аннушка еще не пролила масло, но уже наклонила бутылку", - говорит вице-президент ИК "Тройка Диалог ", бывший замминистра финансов Олег Вьюгин. (Материалы "круглого стола" "Ведомостей" о возможности нового банковского кризиса см. на стр. А5.) О том, что российские уроки 1998 г. усваиваются трудно, говорит нынешний кризис в Аргентине. Там, по мнению Вьюгина, стоят те же проблемы неаккуратной бюджетной политики, в основе которой - популизм властей и (или) групповые интересы. В результате неадекватно наращиваются бюджетные расходы, увеличивается госдолг, страна становится более зависимой от внешних факторов. Ослабляется платежный баланс, возникает угроза девальвации, инвесторы теряют доверие к рынкам, вкладчики - к банкам, в экономике сжимается ликвидность, перестает расти производство, зато растет бартер.

Опрошенные "Ведомостями" российские экономисты и политики считают, что главный урок российского кризиса 1998 г. состоит в необходимости жестко контролировать бюджетную политику. Этого урока не учла Аргентина. Опрометчиво забыть о нем, по мнению некоторых наших собеседников, может и сама Россия.

Из-за высоких цен на нефть правительство "чувствует себя в шоколаде", говорит вице-премьер "кризисного" правительства Кириенко Борис Немцов. Август 98-го воспринимается "как страшный сон, который не хочется вспоминать". Правительство не удержалось от соблазна увеличить непроцентные расходы бюджета - в 2000 г. они составили 9,3% ВВП, а в этом году - 12,3% ВВП. Такой же показатель заложен и в бюджет 2002 г., но уже в ходе торговли вокруг бюджета-2002 эта доля может увеличиться. А там не за горами и 2003 год, когда, по мнению Вьюгина, платежный баланс России будет близок к нулю. "Этот год и будет проверкой", - говорит бывший замминистра.

По мнению вице-президента "Интерроса" Сергея Алексашенко (перед кризисом он был первым заместителем Центрального банка), всерьез об уроках кризиса можно будет говорить тогда, когда внешние условия станут такими же, как в 1998 г. "Если посмотреть на то, что происходит с бюджетом, или на то, что на рынке ГКО [правительство] не проявляет никакой активности, то можно сказать, что правительство чему-то научилось", - говорит Алексашенко. Но если взглянуть на состояние банковского сектора, где сохранились многие из прежних рисков, то этого вывода сделать уже нельзя.

Правительство сейчас не столько учитывает опыт августа 98-го, сколько пытается выполнить задуманное его предшественниками еще до кризиса. Многие из тех мер, которые сейчас принимают власти в соответствии с программой Германа Грефа, значились в той самой антикризисной программе Кириенко, которую депутаты Госдумы в 1998 г. "задвинули" на осень, предпочтя рассмотреть закон о пчеловодстве.

Программа Кириенко предлагала перейти к взиманию НДС по факту отгрузки (сейчас налог по-прежнему взимается по оплате, но правительство до сих пор пытается изменить этот механизм) и разрешить регионам ввести налог с продаж (в большинстве регионов это сейчас сделано). Реализована также идея налога на вмененный доход, хотя больших доходов бюджету она не принесла.

Кириенко предлагал снизить тарифы естественных монополий и искоренить неплатежи, разрешив предприятиям продавать произведенные товары дешевле себестоимости (что разрешено первой частью НК с начала 1999 г.). Правительство Евгения Примакова фактически выполнило пункт о тарифах, заморозив их на достаточно длительное время. Сейчас же цены на товары и услуги естественных монополий довольно быстро растут.

По словам Сергея Алексашенко, нельзя жестко разделять программу Грефа и то, что собирался сделать Кириенко: "Программа Грефа, конечно, не калька [плана Кириенко], но идеологически они связаны". Пенсионная реформа, реформирование естественных монополий - все это обсуждалось в 1997 - 1998 гг., а принятие второй части Налогового кодекса было одним из пунктов программы Кириенко. Плоская шкала подоходного налога предлагалась еще до кризиса, обсуждалось и снижение социальных налогов, которыми тогда были платежи в социальные фонды. Так что программа Грефа - это второй шанс реформ, которые было необходимо провести еще вчера и еще можно провести сегодня. Если Аннушка завтра не прольет масло.