Лучше не бывает


Коммерческая задолженность возникла в основном в период 1988 - 1991 гг. В условиях монополии внешней торговли государство осуществляло закупки необходимых товаров за рубежом, включая продукты питания и товары народного потребления. На полученные из бюджета средства внешнеторговые объединения приобретали у Внешэкономбанка СССР в рамках централизованного валютного плана средства в иностранной валюте для оплаты заключенных по поручению государства импортных контрактов. В декабре 1991 г. ВЭБ прекратил платежи по импортным контрактам внешнеторговым объединениям. Это и привело к образованию коммерческой задолженности. Поскольку закупки товаров за рубежом осуществлялись по поручению государства, а государство оказалось не в состоянии заплатить за поставленные товары, возник долг государства перед иностранными экспортерами.

В октябре 1994 г. правительство РФ своим Заявлением "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами" признало ответственность России по указанным обязательствам бывшего СССР и предложило кредиторам условия урегулирования этой категории долга. С этого момента указанная задолженность бывшего СССР стала частью суверенного долга Российской Федерации.

С тех пор предпринимались неоднократные попытки урегулировать и реструктурировать этот долг, в частности в 1996, 1998 гг. Проблема неурегулированности этой задолженности влияла на кредитный рейтинг РФ, на стоимость государственных внешних заимствований, а также ограничивала доступ России на внешние рынки для рефинансирования внешнего долга.

Этими обстоятельствами объясняется стремление Минфина окончательно решить этот вопрос в максимально короткие сроки. Отказ от решения по уже признанному Россией долгу приведет к тому, что потери, связанные с высокой стоимостью внешних заимствований, многократно превысят "цену вопроса", связанную с реструктуризацией коммерческой задолженности.

Что касается величины коммерческой задолженности (в части основного долга), то по состоянию на 1 января 2001 г. максимальный размер задолженности составил около $2,7 млрд. Из них, по оценкам Минфина, к обмену будет предъявлено около $2 млрд (при этом выверенная российской стороной часть составляет $1,5 млрд, а заявленная кредиторами - $1,8 млрд).

Данные Счетной палаты о величине коммерческой задолженности, полученные в ходе проверки в 2000 г., базировались на выверке основного долга и включали начисленные за просрочку платежей проценты. По оценкам Минфина, сумма процентов по коммерческой задолженности составляет около $1 млрд.

При проведении переговоров с кредиторами Минфин исходил из необходимости нивелировать последствия неурегулирования коммерческой задолженности в 1997 - 1998 гг., что привело к увеличению суммы начисленных процентов. При этом учитывались договоренности с Лондонским клубом: коммерческие кредиторы будут рассматриваться в качестве позднее присоединившихся к Лондонскому клубу.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что условия, достигнутые в ходе договоренностей с кредиторами, лучше, чем все предложения российской стороны по урегулированию коммерческой задолженности, делавшиеся кредиторам ранее. Следует напомнить эти условия: - основной долг списывается на 36,5%, - проценты списываются на 33%.

Таким образом, даже если вся сумма основного долга ($1,3 млрд) будет предъявлена полностью, списание долга составит около $2 млрд.

На этом, в принципе, заканчиваются соответствия достигнутой договоренности с условиями реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов.

Остальные условия более благоприятные: просроченные проценты по задолженности по ставке LIBOR+0,25%, что значительно ниже оригинальных процентов по коммерческим кредитам; при этом проценты не капитализируются, а начисляются простым методом; - в отношении значительной части долга, выраженной в иных валютах, применяется курс пересчета в доллары США на начало 2000 г., что является более выгодным для российской стороны; - Россия не будет проводить выплат наличными части процентов, которые она выплатила кредиторам Лондонского клуба. Все эти проценты частично списываются, а остаток переоформляется в еврооблигации.

Указанные условия фактически предполагают дополнительное списание долга на сумму до $400 млн. Таким образом, сумма долга в результате обмена, его списания и реструктуризации может сократиться с $4 млрд до $1,8 - 2 млрд. Общее снижение долга с 1991 г. по приведенной стоимости составит 60%.

Для исключения случаев предъявления к обмену так называемого децентрализованного долга бывших внешнеторговых объединений, не имеющего отношения к государственному долгу, двойного предъявления задолженности и принятия излишних обязательств, Минфин разработал порядок выверки и признания задолженности, включающий: 1) четкие критерии признания долга в качестве коммерческой задолженности; 2) детальную процедуру признания долга и порядок выверки.

В соответствии с этим порядком ранее выверенная задолженность признается подлежащей обмену только в случае, если она соответствует всем критериям государственного долга по характеру, сумме и источнику финансирования импортных операций.

Таким образом, достигнутые с кредиторами соглашения являются крайне выгодными для России. С учетом этого следует ускорить принятие необходимых нормативных документов и провести обмен задолженности, что приведет к резкому повышению репутации России и расширит возможности страны по урегулированию погашения внешнего долга, в частности, в 2003 г.

Иного пути просто нет.