Вызов частному бизнесу


ТАКОМА - У телекоммуникационных компаний, и без того переживающих нелегкие времена, появилась новая проблема - конкуренция со стороны муниципальных структур. Недовольство потребителей качеством услуг в области кабельного телевидения, Интернета и телефонии побуждает муниципальные власти строить собственные высокопроизводительные кабельные сети.

Жители городка Такома (штат Вашингтон) долго жаловались на ужасающее качество приема по кабельным каналам, предлагаемым компанией Tele-Communications. "Когда я отключал их кабель и ставил обычную старомодную антенну, изображение и то получалось лучше", - рассказывает 75-летний пенсионер Гарри Сандерс.

Неудивительно, что Сандерс стал одним из первых абонентов муниципальной волоконно-оптической сети после ее ввода в строй в 1998 г. Сейчас он вместе с остальными абонентами наслаждается безупречным качеством телеизображения и молниеносной связью с Интернетом. Столкнувшись с неожиданной конкуренцией, Tele-Communications также была вынуждена модернизировать свою кабельную сеть, повысить скорость соединения с Интернетом и увеличить число телеканалов. В результате почти каждый из 194 000 жителей города имеет сейчас доступ к современнейшим телекоммуникационным услугам.

Подобная картина сегодня наблюдается в десятках небольших городов и поселков по всей территории США. Местные власти отнимают у частных провайдеров хлеб, создавая общественные волоконно-оптические сети связи. Источниками финансирования при этом являются либо специальные муниципальные облигации, либо средства, выручаемые от предоставления коммунальных услуг. По мнению муниципальных чиновников, информационные технологии сейчас не менее важны для города, чем дороги и канализация. Зачастую общественные сети обслуживают клиентов, не представляющих интереса для частных провайдеров, например малые предприятия или малообеспеченные семьи.

Телекоммуникационная отрасль находится сейчас в тяжелом состоянии. Региональные телефонные и кабельные компании вложили миллиарды долларов в налаживание местной инфраструктуры, не получив существенной отдачи. Корпорация AT&T, в 1999 г. купившая Tele-Communications, понесла крупные убытки в результате модернизации своей кабельной сети. Индустрия в целом слишком быстро развивала междугородные каналы, но проблема "последней мили" (подключение конечного пользователя к широкополосной сети) так и не была решена.

Всего 9% семей в США имеют доступ к высокоскоростным кабельным сетям и Интернету, именно поэтому за дело берутся местные власти, которые не столь сильно озабочены быстрым получением прибыли. AT&T и ряд других компаний жалуются на недобросовестную конкуренцию со стороны муниципалов. Действительно, местные облигации не облагаются налогами и потому обходятся дешевле, к тому же получение лицензии для городских властей не составляет проблемы, поскольку именно они ее и выдают. "Из общетеоретических соображений данный бизнес следует оставить частным компаниям", - считает Стив Кипп, представитель AT&T.

Корпорации добиваются от законодателей в Техасе, Миссури и еще восьми штатах принятия законов, препятствующих местным властям предоставлять услуги связи. Ведутся массированные рекламные кампании против муниципальных сетей. Обе стороны прибегают и к судебным искам. Но самым действенным шагом является повышение качества собственных услуг и снижение цен на них. От конкуренции выигрывают потребители: за услуги AT&T в Такоме сегодня абоненты платят по $25,52 в месяц - на $2 больше, чем стоят аналогичные услуги муниципальной сети, но примерно на $5 меньше, чем стоят услуги той же AT&T в соседнем Сиэтле. (WSJ, 20. 08. 2001)