Продажи персоналок падают


Впервые за последние 15 лет общемировые продажи персональных компьютеров, как ожидается, упадут по сравнению с предыдущим годом. Из-за спада покупательской активности пять крупнейших производителей ПК были вынуждены уволить несколько тысяч сотрудников и понесли в связи с этим убытки в размере $2,1 млрд. Даже такая динамичная компания, как Dell Computer, объявила о первом за последние 17 лет сокращении доходов.

Спады в индустрии ПК случались и раньше, но отдельные признаки говорят о том, что сейчас речь идет не просто об очередном цикле экономических колебаний. В этом году не было всплеска продаж, связанного с началом учебы, компании очень неохотно модернизируют свой парк вычислительного оборудования.

Отчасти в нынешней ситуации виновата предшествовавшая гонка эффектных инноваций, которую производители навязывали покупателям. В жестких условиях ценовой войны производители урезали ассигнования на исследовательские работы, доверив развитие технологий корпорациям Microsoft и Intel. У этих монополистов уровень прибыльности существенно превышал средний для компьютерной отрасли показатель. Вместе с тем им также приходилось постоянно выбрасывать на рынок новинки, заставляя пользователей переходить на все новые и новые версии аппаратных и программных средств.

Вот в чем видит одну из причин спада 40-летний Майкл Блэк, инженер из Калифорнии: "В нашей семье из шести человек сейчас пять ПК, все они выпущены не более двух лет назад. С их помощью мы работаем с почтой, документами и Интернетом. Ничего нового нам сейчас не требуется. Очередной компьютер мы купим не ранее чем через два года".

Линн Уивер, ответственная за закупку вычислительных средств в компании Waterfield Mortgage, жалуется на слишком частые "апгрейды": "В течение 90-х наша компания каждые два года обновляла версию пакета Microsoft Office. Но когда вышла версия Office XP, оснащенная рядом новых функций, мы отказались закупать ее. Сотрудники считают, что старая версия вполне соответствует требованиям нашего бизнеса".

За прошедшие 20 лет было продано более полумиллиарда ПК. Компьютерная индустрия, вступив в пору зрелости, стала подчиняться тем же законам, что и традиционные отрасли. Потребители покупают новые компьютеры (как телевизоры, автомобили и т. п.) лишь тогда, когда старые перестают соответствовать насущным требованиям (например, не могут обрабатывать ставшие популярными музыкальные файлы).

Сокращение расходов на исследовательские работы привело к уменьшению числа по-настоящему революционных нововведений, необходимых для роста отрасли. "За право на рост индустрия должна платить инвестициями", - считает Пол Отеллини, руководитель одного из подразделений Intel.

Между тем ни Intel, ни Microsoft не желают смириться с перспективой затяжного спада. В пятницу Microsoft представила партнерам новую версию своей операционной системы, Windows XP, на которую изготовители компьютеров, рассчитывающие на рождественский всплеск продаж, возлагают особые надежды. Intel представила новые высокопроизводительные процессоры. В этом году компания потратит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы $4 млрд, около 15% своего оборота. У Microsoft соответствующие затраты еще выше - $4,8 млрд. Однако не исключено, что для возрождения отрасли этого будет недостаточно. (WSJ, 24. 08. 2001)