Урок истории


Перелистать учебник новейшей истории в книжном магазине - удовольствие, в котором я редко себе отказывал в последние годы. Интересно было каждый раз сталкиваться с одной и той же схемой: рабочие и крестьяне при неизменной поддержке раскаявшейся трудовой интеллигенции строили, строили и наконец построили (несмотря на отдельные допущенные ошибки и - одно из лучших слов в советских учебниках истории - "перегибы"). А потом на нескольких страницах мелким шрифтом и с почти нескрываемым раздражением сообщается, что начали "назревать процессы" и замечательно выстроенное здание социализма в одночасье рухнуло на головы рабочих и крестьян, задев к тому же оказавшуюся нераскаявшейся трудовую интеллигенцию. Было весьма любопытно представить себе школьный урок или университетскую лекцию по подобному учебнику. Преподаватель, вероятно, должен ощущать себя полнейшим идиотом, когда после серии оптимистических лекций о стройках и свершениях вынужден проводить заключительное занятие на тему "Как все стало плохо - вы же сами видите". При этом совершенно невозможно объяснить ученикам, почему все так стало, и есть весьма очевидный шанс, что родители уже давно показали фотографии расстрелянных дедушек, посаженных "за колоски" бабушек, талоны на сахар и прочие наглядные доказательства лживости школьных учебников.

Теперь школьные учебники истории решили прочитать и в правительстве. Михаил Касьянов лично цитировал своим министрам отдельные избранные места из переписки авторов с учениками и задавался вполне резонным вопросом: кого воспитают подобные учебные пособия? Ситуация действительно странная, если учесть, что даже в бывших советских республиках учебники истории давно переписаны и существует вероятность, что нынешнее поколение российских школьников будет безнадежно отставать от украинских или прибалтийских сверстников в своих представлениях о том, что происходило в последние десятилетия. Будет отставать даже от собственных родителей, которые на своем опыте могли убедиться, что учебник лжет, просто прогулявшись по улицам родного города. Сегодняшние дети не жили в эпоху дефицита, их не затягивали в комсомол, не приучали к лицемерию как к норме существования в обществе. И поэтому они легко могут поверить в красиво упакованный исторический миф и в будущем стать легкой добычей любого радикального движения - левого или правого...

Касьянов опомнился вовремя. Возникает, однако, вопрос: какими окажутся новые учебники истории? Рискну предположить, что если бы нынешние учебники попали на правительственное заседание всего пару лет назад, когда в премьерском кресле восседал Евгений Примаков, то никаких замечаний они у собравшихся бы не вызвали. Новые учебники могут стать жертвой чересчур теплого отношения авторов к нынешней власти - и в результате получится еще одно кривое зеркало, только на этот раз искривленное в другую сторону.

Легко сказать, что новые учебники не должны писаться старыми людьми, а только где взять новых авторов, когда даже сегодняшние школьники обучаются по книгам советских времен? Возможно, выход был бы в предоставлении учителю и ученику права выбирать и сравнивать. СПС собирался разослать по школам знаменитую "Черную книгу коммунизма" - она могла бы стать неплохим дополнением даже к советским учебникам. Есть немало очерков истории CCCР, написанных зарубежными авторами и эмигрантами, причем написанных без злобы, но с болью и сочувствием. Если бы подобная литература появилась в российских школах, ученики могли бы получить не одну, а две, три, четыре картины недавнего прошлого. И уже самостоятельно разобраться в том, почему рухнуло это прошлое и почему оказалось так непросто построить будущее...