Обходной маневр "Транснефти"


Госкомпания "Транснефть" практически готова к пуску нефтепровода в обход Украины. А Украина из-за того, что вовремя не согласилась понизить тарифы на прокачку транзитной российской нефти, может потерять около $66 млн в год.

На днях "Транснефть" ввела в строй таможенный пункт с узлом учета нефти на новом нефтепроводе Суходольная - Родионовская. Магистральный нефтепровод, соединяющий самарский транспортный узел с экспортным терминалом в Новороссийске, заходит на территорию Украины. По ней транзитом прокачивается около 28 млн т нефти в год. Тариф, который платят нефтяники за транзит по украинской части нефтепровода, составляет $2,35 за тонну против $0,7 по российской территории. Долгое время правительство, "Транснефть" и сами нефтяные компании убеждали власти соседней страны снизить тарифы на прокачку нефти. Однако Украина не поддавалась на уговоры. В ноябре прошлого года премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение, обязывающее "Транснефть" начать строительство перемычки через пограничные станицы Суходольная - Родионовская в обход Украины.

Длина нефтепровода Суходольная - Родионовская составляет более 250 км, максимальная пропускная способность - 36 млн т нефти в год. Стоимость проекта превышает $200 млн. Заказчиком строительства перемычки выступила "Транснефть".

"Пуск нефтепровода состоится в ближайшие две недели", - сообщил "Ведомостям" вице-президент госкомпании Сергей Григорьев. По его словам, "Транснефть" уже направила в Федеральную энергокомиссию (ФЭК) заявку на утверждение тарифа на прокачку нефти по Суходольной - Родионовской. Заявленный тариф составляет $1,9 за тонну. В ФЭК подтвердили, что такая заявка поступила, но пока ее не рассматривали. "Плановый срок окупаемости нефтепровода - семь лет, - говорит представитель ФЭК. - По окончании этого срока тарифы снизятся вдвое". Григорьев отказался сообщить, какой объем нефти будет прокачиваться по перемычке: он заявил, что украинские власти не должны сегодня знать, что они теряют.

Однако эксперты считают, что "Транснефть" постарается завернуть на Суходольную - Родионовскую все 28 млн т транзитной нефти, ежегодно экспортируемой через Новороссийск. А Украине останется лишь транзит сырья, экспортируемого через Одессу и поставляемого для переработки на украинские НПЗ. Таким образом, Украина может потерять около $66 млн на тарифах за прокачку нефти. Это предположение подтвердил и представитель ФЭК, сказав, что теперь "Транснефть" может дополнительно заработать более $50 млн в год от прокачки по новому нефтепроводу.

Сразу после начала строительства новой перемычки украинские власти забеспокоились и стали предлагать различные варианты решения этой проблемы. Они были готовы снизить свой тариф до $1,5 за тонну в обмен на то, что "Транснефть" откажется от своего проекта. Предлагался и другой вариант: снизить с $0,73 до $0,64 тарифы на прокачку нефти по нефтепроводу "Дружба" для соединения с нефтепроводом "Адрия", очень нужного российским нефтяникам. Но многочисленные переговоры не дали результатов.

Украина уже подсчитывает убытки. "Транснефть" пускает обходной маршрут Суходольная - Родионовская, - пожаловался директор департамента Минтопэнерго Украины Александр Свердлов, - это значит, что через год-два более 300 км наших трубопроводов надо будет консервировать". А Станислав Василенко, гендиректор "Приднепровских магистральных нефтепроводов" (это предприятие обслуживает украинский маршрут) оценил потери только своего предприятия в $14,6 млн в год.

Российские нефтяники довольны, что теперь им придется меньше платить за прокачку нефти до Новороссийска. "Приятно, когда тратишь меньше денег на то, что раньше обходилось дороже", - говорит пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов.