Война с риском


Наверное, разговор об экономике и финансовых рынках в дни всеобщей скорби будет выглядеть бестактно, однако говорить об этом необходимо. Ведь 11 сентября был нанесен удар по свободному рынку, демократии и американской капиталистической системе.

Рецессия в экономике США началась еще до теракта. Безработица в августе выросла до 4,9%, розничные продажи в мае - июле выросли лишь на 0,8% в годовом исчислении, а промышленное производство сокращается уже в течение 10 месяцев. Но будет еще хуже. Падения потребительской активности в день теракта и несколько последующих дней будет достаточно, чтобы ВВП в III квартале сократился на 1%.

В последние дни ФРС направила значительные средства на поддержание ликвидности в финансовой системе США. Однако этого недостаточно, чтобы дать импульс к восстановлению экономики. Многие будут говорить, что увеличение госрасходов и восстановление Манхэттена помогут стимулировать экономический рост. Ничего подобного. Ведь будут лишь восстановлены разрушенные здания. Необходимые для этого ресурсы могли бы быть направлены на более продуктивные проекты.

Правительству необходимо действовать быстро, сконцентрировав усилия на укреплении капиталистической системы и ее способности создавать материальные ценности. Но одной лишь правильной экономической политики недостаточно. Не менее важны действия правительства, которые помогли бы одержать победу в новой войне с терроризмом. За последние 20 лет в Америку пришли огромные иностранные инвестиции, поскольку доходы от них существенно перевешивали риск. События вторника навсегда изменили этот расклад. Риск инвестирования в США, а следовательно, и во все другие страны мира существенно вырос. В этой ситуации снизить риск можно, проводя политику на уничтожение врага.

Прецеденты такого рода имеются. Во время Второй мировой войны в период победоносного шествия немцев по Европе индекс Dow Jones падал. Однако, когда после Перл-Харбора американские войска начали активные боевые действия, рынок пошел вверх: за период с апреля 1942 г. до середины 1946 г. Dow вырос более чем вдвое. Напротив, запутанная и нерешительная политика в отношении Вьетнама в сочетании с повышением налогов и пересмотром политической программы президента Линдона Джонсона "Великое общество" явилась причиной неприятностей на фондовом рынке. Во время вьетнамской войны рынок и рос, и падал, однако в целом за время войны снизился на 30%. Вторжение Ирака в Кувейт привело к ухудшению экономической ситуации, однако в ту самую минуту, когда в 1991 г. на Багдад стали падать бомбы, фьючерсы на фондовом рынке пошли вверх и уже не снижались.

Урок из всего этого можно извлечь один: нерешительность американских властей в данной ситуации окажет разрушительное воздействие на долгосрочные перспективы экономики США. А целенаправленная военная операция снизит экономический риск.

Чтобы компенсировать экономический ущерб, администрация президента и Конгресс могут также повысить вознаграждение за риск. Самый быстрый и эффективный способ добиться этого - снизить налог на прирост капитала. Среди других возможных шагов - ускоренное снижение всех ставок подоходного налога, инвестиционные инициативы и развитие собственных энергоресурсов. (WSJ, 15. 09. 2001).

Автор - главный экономист чикагской компании Griffin, Kubik, Stephens & Thompson