Thuraya "приземляется"


Шансы компании "ТМ САТ" получить лицензию на предоставление услуг спутниковой связи системы Thuraya значительно повысились. Дело в том, что ТМ САТ приняла решение построить станцию сопряжения спутникового сегмента системы Thuraya с российскими наземными телефонными сетями. Такая станция, совершенно лишняя с технологической точки зрения, необходима для получения российской лицензии.

ТМ САТ является партнером Thuraya Satellite Telecommunications, арабского оператора спутниковой связи со штаб-квартирой в Абу-Даби (ОАЭ). К началу 2004 г. компания ТМ САТ намеревается запустить спутник связи на одну из имеющихся у нее орбитальных позиций и приступить к построению национальной системы спутниковой связи "Марафон-М". Технологически эта система будет расширением той же Thuraya. Сейчас система Thuraya состоит из одного спутника связи и охватывает Ближний Восток, Северную и Центральную Африку, Индию, а также Закавказье и европейскую часть России.

При всей амбициозности планов ТМ САТ до сих пор не имеет лицензии Минсвязи на предоставление услуг спутниковой связи. Причина заключается в технологии Thuraya. У этой системы на территории России нет наземной станции сопряжения спутникового сегмента с обычными телефонными сетями. Сейчас единственный наземный центр коммутации у Thuraya находится в Арабских Эмиратах. Такая организация связи противоречит российской системе оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), согласно которой спецслужбы должны иметь возможность прослушивать телефонные разговоры на территории страны. До последнего времени в ТМ САТ пытались избежать строительства собственной станции сопряжения. На данном этапе компания является лишь провайдером чужих услуг, т. е. она собирается только продавать спутниковые "трубки" и контракты на подключение к Thuraya. Для провайдера иметь собственную коммуникационную инфраструктуру нелогично и невыгодно. Более того, как объяснили специалисты конкурирующих систем, в Thuraya можно звонить с телефона на телефон вообще без всяких наземных станций, используя только спутник. То есть наземный "шлюз" в России просто не нужен.

Пару недель назад на конференции по спутниковой связи в Дубне заместитель министра РФ по связи и информатизации Валерий Тимофеев вполне определенно дал понять, что если Thuraya выполнит условие о наличии наземной станции сопряжения, то Минсвязи готово выдать ТМ САТ лицензию.

Как выяснилось, арабская сторона не возражает. Тем более что через три года ТМ САТ все равно планирует запустить собственный спутник, расширить зону покрытия и таким образом превратиться в полноценного оператора. Как рассказал генеральный директор ТМ САТ Николай Прохоров, переговоры о строительстве станции сопряжения уже завершаются. Но имя подрядчика и сумма контракта пока не сообщаются.

Согласно заявлениям руководства ТМ САТ, к продажам услуг Thuraya на территории России компания намеревается приступить до конца этого года. При этом станция сопряжения может быть построена только в следующем году. Значит, и Минсвязи готово к уступкам.

В связи с изменившимся планом выхода на рынок у ТМ САТ на более раннем этапе появилась необходимость в инвестициях. Как пояснил Николай Прохоров, не исключено, что это будет стратегический инвестор. По предварительным оценкам, на строительство станции сопряжения потребуется несколько десятков миллионов долларов, а на реализацию программы "Марафон-М" - на порядок больше.

Один из бывших сотрудников "Иридиум-Евразии" (российского представительства спутниковой системы Iridium) отметил, что после банкротства Iridium они также вели переговоры с Thuraya о сотрудничестве. Речь шла об использовании инфраструктуры Iridium, которая уже год находится в замороженном состоянии, - в России у Iridium есть наземная станция, которая принадлежит ГКНПЦ им. Хруничева, одному из бывших акционеров обанкротившейся компании. Однако эти переговоры ни к чему не привели. Теперь бывший сотрудник "Иридиум-Евразии" так комментирует действия своего конкурента: "Эта система очень перспективна, но на территории России ее будет очень сложно запустить. Мы на решение регуляторных вопросов и строительство станции сопряжения потратили около $150 млн. Очень сомневаюсь, что такие деньги еще кто-то может дать".