Бар-Лев, победитель террористов


После трагедии 11 сентября весь мир пытается понять, как предотвратить захват самолета и что делать, когда террористы уже на борту. Лучше всех это знает человек, которому пришлось оказаться в такой ситуации. Этот человек - пилот израильской авиакомпании El Al, ныне пенсионер Ури Бар-Лев. Ровно 31 год назад, в сентябре 1970 г., террористы совершили массовый захват самолетов, подобный нынешней акции в США. Члены Организации освобождения Палестины угнали четыре лайнера (пассажиров удалось спасти в обмен на освобождение из тюрьмы нескольких террористов ООП) и пытались захватить пятый, которым и управлял Бар-Лев. Именно его смелость и способность стремительно принимать решения не позволили преступникам осуществить их намерение. Перед вылетом рейса El Al 707 Амстердам - Нью-Йорк 6 сентября 1970 г. к Бар-Леву подошли сотрудники службы безопасности аэропорта и сообщили имена пассажиров, показавшихся им подозрительными. Это были двое мужчин из первого класса, предъявившие гондурасские дипломатические паспорта, номера которых различались последней цифрой, и пара из эконом-класса - блондин и блондинка, тоже с гондурасскими паспортами. Капитан распорядился высадить "дипломатов" (впоследствии оказалось, что они пересели в Pan American, который успешно захватили) и обыскать парочку из эконом-класса. Однако обыск провели не слишком тщательно. Когда самолет поднялся на высоту 9,5 км, в кабине прозвучал сигнал тревоги: капитану доложили, что самолет захвачен. Тот самый блондин приставил пистолет к виску стюардессы, а у его спутницы в бюстгальтере оказалась спрятана граната. Один из стюардов попытался оказать сопротивление, но был тяжело ранен пятью выстрелами. Террористы требовали, чтобы капитан пустил их в кабину. Один из членов экипажа предлагал подчиниться им, поскольку экипаж несет ответственность за безопасность пассажиров. Но Бар-Лев прекрасно сознавал, что, пойдя на поводу у бандитов, он потеряет контроль над ситуацией. Он велел всем оставаться на местах и не идти ни на какие уступки. Бар-Лев решил в буквальном смысле выбить у террористов почву из-под ног. Он понадеялся на то, что на ногах в салоне остаются только террористы (пассажиры наверняка вжались в кресла). Пилот направил самолет резко вниз в глубокое пике: такой прием используется при тренировках космонавтов, чтобы вызвать у них ощущение невесомости. Как и следовало ожидать, преступники не удержались на ногах, и этим воспользовались два охранника в штатском, находившиеся на борту, которые набросились на террористов: мужчина был убит, женщина потеряла сознание. Когда с женщины сорвали белый парик, в ней опознали известную террористку Лейлу Халед, которая за год до того участвовала в угоне пассажирского самолета TWA. Палестинские террористы пытались тогда захватить израильского посла в США и будущего премьер-министра Ицхака Рабина, но попытка не удалась, поскольку Рабин в последний момент пересел на другой рейс.

Бар-Лев произвел вынужденную посадку в Лондоне: истекающего кровью стюарда надо было срочно доставить в больницу. Как и предполагал капитан, на земле возникли проблемы с правоохранительными органами из-за трупа на борту. Британские полицейские стали допрашивать пилота и других членов экипажа - все делали вид, что понятия не имеют, кто мог убить этого человека. Охранники, как признается теперь Бар-Лев, выскользнули через служебный вход в хвосте лайнера вскоре после посадки и зашли через такую же дверь в другой самолет El Al, ожидающий отправки в Тель-Авив. Впоследствии, выяснив, что террорист погиб не в британском воздушном пространстве, местные власти прекратили расследование.

Вскоре после этого случая израильское правительство приняло закон, разрешающий экипажу самолета оказывать сопротивление преступникам в случае теракта на борту. Возможно, именно по этой причине последний успешный захват самолета El Al случился в 1968 г. Бар-Лев уверен, что израильский опыт следовало бы перенять и другим странам: сегодня летчикам, которые окажут сопротивление террористам, почти наверняка не избежать судебных разбирательств. Впрочем, ясно, что после 11 сентября законодательство в этой области изменится и в США, и в других странах. (WSJ, 25. 09. 2001)