"Богучанская ГЭС - это вам не Дзержинская ТЭЦ"


"Богучанская ГЭС - это вам не Дзержинская ТЭЦ".

За последний год председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс далеко продвинулся на трудном пути реформирования электроэнергетики. Концепция реформ утверждена правительством, войны с миноритарными акционерами практически сошли на нет, а представители российских ФПГ зачастили в РАО - узнавать, чем можно поживиться в процессе реструктуризации. Правда, серьезных международных стратегических инвесторов, о которых Чубайс упоминал год назад, он пока привлечь не сумел. Зато избавился от идеалистических представлений об инвесторах отечественных. Теперь у главы РАО ЕЭС уже нет слепой веры в то, что крупный потребитель электроэнергии заинтересован в развитии энергетики. И о грядущем перераспределении собственности Чубайс говорит так: "Только через тендер, и непременно с жесткими инвестиционными условиями".

- Сейчас реформированием электроэнергетики занимаются не только менеджеры РАО ЕЭС и чиновники. Специальная рабочая группа по этому вопросу создана в РСПП, есть комитет по реформированию энергетики и внутри РАО ЕЭС. Не могли бы вы объяснить, в чем смысл этих организаций? - Это естественный процесс, когда каждая заинтересованная группа получает некую площадку для защиты и лоббирования своих интересов. Группа в РСПП представляет промышленников, или, как их злобно называют, олигархов, чьи интересы вполне понятны. Вот у Олега Дерипаски ("Русский алюминий") 30% себестоимости продукции - электроэнергия, и это базовый фактор всей его конкурентоспособности при 95% -ном экспорте. Так что его интерес абсолютно понятен. Так же как и Алексея Мордашова ("Северсталь"), который сегодня очень основательно включился в этот процесс. Председатель группы в РСПП - Рубен Варданян (ИК "Тройка Диалог "). И это правильно - возглавлять такую группу должен человек, представляющий бизнес, у которого нет лобового интереса снизить или повысить тариф на электроэнергию. Его интерес в том, чтобы вокруг энергетики формировались финансовые потоки и рынки.

А в комитете по реформированию при совете директоров РАО ЕЭС совершенно другой состав участников - акционеры, инвесторы, представители РАО - и другие интересы. Возглавляет группу господин Дэвид Херн (Brunswick Capital Management), которого никак не обвинишь в том, что он "агент РАО ЕЭС". Можно было "захватить" эту группу, назначив главным меня или, скажем, Валентина Завадникова? Можно, но это неправильно. Очень важно, что в этой группе есть представители не только миноритариев, но и международных финансовых структур, в частности ЕБРР, а также финской энергетической компании Fortum. Это стратегический инвестор, это крупнейшая энергетическая компания не только Финляндии, но и Европы. Он и мыслит иначе, чем спекулятивные инвесторы.

- У компании Fortum есть практический интерес к процессу реструктуризации? Еще год назад вы говорили, что ведете переговоры со многими западными энергокомпаниями, которые могли бы вложить средства в российскую электроэнергетику. Сегодня вы можете сказать об этом что-то более конкретное? - Пока не могу похвастаться тем, что с кем-то из них мы довели переговоры до стадии готового проекта. Но за прошедший год мы прошли важную стадию - отделили тех, кто в принципе интересуется, от тех, кто в принципе не интересуется. Среди первых есть ряд крупных компаний, таких, как EdF (Франция), EON (Германия), "Юнион Феноза" (Испания) и Enron (США), встречались с президентом компании Tokio Electric Power Company (TEPCO), есть интерес у крупных японских торговых домов, в том числе Marubeni. Они в принципе интересуются, они хотят видеть конкретные проекты и готовы уделять этому время и силы. С президентом EON мы в этом кабинете просидели часа четыре, рисовали ему на доске схемы, рассказывали об этапах реформирования. Следующая стадия - от общего разговора про реструктуризацию перейти к конкретным инвестиционным проектам. Чтобы эту стадию пройти, нужно было заплатить серьезные деньги за разработку серьезных проектов. Разработкой их занимался PricewaterhouseСoopers. Это то, что мы называем программой "5000 МВт". Всего в ней 12 проектов, четыре из которых завершены, остальные будут доведены до конца в ближайшее время. По ним есть уже нормальные презентации с полным набором финансовых оценок, технической частью, с экспертизой. Практически каждый из этих проектов - это завершение ранее начатого строительства. Это, конечно, не $5 млрд инвестиций, но несколько сотен миллионов. По масштабам энергетики это небольшие проекты, но зато живые, готовые для реализации.

- В какую сумму оценивается эта программа? - Пока они еще не все завершены, поэтому у меня нет сводной цифры. Но у меня уже есть четыре готовых пакета документов по завершенным проектам, я кладу их себе в портфель и отправляюсь в road show по маршруту Москва - Буэнос-Айрес, надеюсь, что дальше Нью-Йорк - Лондон.

В Буэнос-Айресе будет Всемирный энергетический конгресс, где собираются стратеги со всего мира. Такая серьезная, масштабная тусовка, на которой для меня главное даже не мой доклад, а именно двусторонние встречи с первыми лицами крупнейших энергокомпаний мира. Это будет уже не разговор из серии "Дорогой Кен (имеется в виду Кеннет Лей, президент Enron. - "Ведомости"), как ты относишься к реструктуризации энергетики в России? ", а разговор "Вот тебе четыре проекта, стоят столько-то денег, параметры такие-то, сколько тебе нужно времени, чтобы ответить мне "да" или "нет"? ".

- Как эти проекты могут затронуть структуру собственности АО-энерго или РАО ЕЭС? - Структуру собственности РАО ЕЭС они никак не затронут, а вот АО-энерго - могут. Именно потому, что они осуществляются на начальном этапе реструктуризации. Например, ряд проектов связан с модернизацией действующих станций, входящих в активы АО-энерго. Возьмем Дзержинскую ТЭЦ, являющуюся подразделением "Нижновэнерго", где планируется применить современную технологию с высоким КПД. Для начала ТЭЦ должна стать самостоятельным юрлицом, ее нужно преобразовать в акционерное общество. Дальше мы должны понять, как она будет реально выходить на потребителя. Если она будет работать на рынке Нижнего Новгорода, можем ли мы заключить долгосрочные контракты с потребителями и положить на стол инвестору не просто оценку рынка, а цены и долгосрочные контракты на поставку энергии. Если это не получается, то ТЭЦ выделяется из "Нижновэнерго" и выводится на ФОРЭМ, где все равно появляются покупатели, а цена как-то фиксируется регулирующими органами. На этом примере я показал, что нужны не только структурные преобразования, но и фиксация будущего рынка продаж с базовыми ценовыми параметрами. Занявшись этим вплотную, мы поняли, что каждый проект - это штучная вещь, требующая усилий всех наших департаментов, гендиректоров энергосистем, даже губернаторов. И, конечно, рассмотрения на совете директоров.

- Зимой вы говорили красноярскому губернатору Александру Лебедю, что нашли инвестора для достройки Богучанской ГЭС. Вы можете назвать этого инвестора? - Богучанская ГЭС - это вам не Дзержинская ТЭЦ, это гигантский проект, срок ввода которого в лучших наших планах обозначен 2006 - 2007 гг. Стоимость одного киловатта вводимой мощности составит около $1200, что в три раза больше стоимости киловатта на ТЭЦ. Это уже не сотни миллионов долларов, а $1 млрд инвестиций. Но, действительно, есть одна крупная российская ФПГ, которая высказывает серьезный интерес к Богучанской ГЭС. Пока не могу сказать ее название, мы еще не в той стадии, когда есть готовый проект и обязательства по срокам вложений.

Но сегодня у нас за спиной уже есть реальные инвестиции за счет абонплаты, которую мы собираем с энергосистем. Это старая советская конструкция, она нам самим не очень нравится, но пока она есть, и в ней мы навели порядок. Теперь все инвестиции идут только живыми деньгами, а это значит, что при том же объеме финансирования физически объемы введенных объектов значительно увеличились за счет исключения бартера и применения тендерных закупок.

Есть уже и примеры более прогрессивных схем финансирования. Строительство Мутновской геотермальной станции на Камчатке ведется за счет кредита ЕБРР в $100 млн. Это реальный проект, который был досконально изучен банком: проанализировали все финансовые потоки, оценили гарантии и работоспособность этой схемы. В итоге там ведется очень интенсивное строительство, и первый блок мощностью 25 МВт мы вводим 22 декабря. Второй такой же блок мы введем в I квартале будущего года. Для Камчатки с ее жуткими транспортными схемами доставки мазута, жизнью от танкера до танкера 50 МВт бестопливной генерации - это очень важно.

- Вряд ли вам удастся на каждый такой проект привлечь кредит ЕБРР, ведь это очень длительный процесс. А российские инвесторы интересуются вложениями в энергетику? - Конечно. Чем дальше мы продвигаемся к реструктуризации в целом, тем больше мы ощущаем интерес российских инвесторов. Притом у некоторых из них интерес очень сильный и, как правило, очень предметный. Целый ряд крупных промышленных компаний обращаются к нам с предложениями купить электростанции, которые снабжают их энергией, а зачастую и находятся на территории их предприятий. В принципе это нормально, но наша позиция будет такой: их участие должно быть связано не только с покупкой, но и с инвестиционными обязательствами. Нам нужно не просто передать собственность из рук в руки, а выстроить схему, при которой мы будем уверены в модернизации станций. А второе условие - даже если на станцию есть всего один претендент, обязательно будет проведен тендер или конкурс. Это я говорю всем.

- Но ведь на тендере легко можно организовать "нанайских мальчиков".

- Да, но там могут появиться еще и "нанайские девочки", которые придут со стороны. Тут-то цена и начнет плясать. Некоторые даже обижаются и говорят: "Ну ты же понимаешь, эта станция стоит на моей территории, пар мой, электроэнергию потребляет мой завод - кому еще все это нужно? " Я отвечаю: "А чего ты тогда боишься тендера, раз никто, кроме тебя, это все равно не купит? " Но конструирование этих сделок - задача непростая, и на заседании комитета по реформированию при совете директоров будут рассматривать вопрос о порядке реструктуризации энергосистем. В том числе в связи с инвестпроектами, которые уже появляются.

- Летом прошлого года в РАО ЕЭС уже создавался один совет акционеров, но он оказался неработоспособен. Не постигнет ли нынешний комитет по реформированию та же участь? - Очень хорошо помню тот совет. Но между ними есть существенное различие - даже не по составу, а по мироощущению. На тот момент восприятие реструктуризации значительной частью наших оппонентов, входящих в совет, описывалось словами "бандитизм", "разрушение страны", "катастрофа нации" и "разграбление активов". Сегодня все понимают, что реструктуризация нужна, и конструктивно обсуждают, как это делать.

- В АО-энерго сейчас создаются дирекции по реформированию с двойным подчинением - генеральному директору АО-энерго и РАО ЕЭС. В чем назначение этих структур? - У нас с АО-энерго получилась довольно забавная ситуация. Мы начали процесс подготовки к реструктуризации АО-энерго полтора года назад. В то время у нас возник конфликт с миноритарными акционерами. Они тогда очень жестко настаивали на том, чтобы мы остановили всю эту работу в АО-энерго, прекратили пилотные проекты. Мы пошли им навстречу, приостановили процесс и сами перестали заниматься подготовкой к реструктуризации АО-энерго. Но жизнь не остановилась. Менеджеры и акционеры АО-энерго этим активно занимались, меня теребили. Вот EON, как акционер "Ленэнерго", очень активно интересуется, что там будет с этой энергосистемой, могут ли они сами предложить свой проект реформ. Оказалось, что очень многие АО-энерго далеко прошли по пути подготовки проектов собственной реструктуризации. Гендиректора и акционеры пришли к нам, в РАО ЕЭС, со своими предложениями и стали ходить тут по коридорам, пытаясь кому-нибудь это дело показать. Выяснилось, что мы к этому не готовы. Сегодня получается, что не РАО ЕЭС гоняется за АО-энерго, пытаясь заставить его готовить реформу, а наоборот. Поэтому введение новых дирекций - это часть технологии работы с проектами реформирования энергокомпаний.

- Что из нормативной базы реформирования энергетики уже готово? Когда эти документы будут вынесены на обсуждение правительства? - Начнем с самого главного - законов. Всего в соответствии с Распоряжением N 1040 правительство РФ предполагает принять пять законопроектов, включая поправки к уже существующим, и новый закон "Об электроэнергетике". Каждых из них требует достаточно серьезной работы. Соответствующие проекты уже разработаны профильными ведомствами, и наши специалисты участвуют в процессе обсуждения законопроектов. Первые два из них в ближайшие дни предполагается внести в правительство РФ.

- И закон об электроэнергетике? - Это фундаментальный и абсолютно новый закон. Важно определить в этом законе структуру отрасли, права и ответственность участников рынка, регулирующих органов, гарантии инвесторам. Для нас предельно важно закрепить на законодательном уровне систему оперативно-диспетчерского управления - власть диспетчера в энергетике.

Теперь по вновь создаваемым структурам: например, Федеральная сетевая компания (ФСК). Предложения по ее созданию мы разработали и детально обсудили в РАО ЕЭС и уже внесли на обсуждение в соответствующие ведомства. Там есть также и перечень критериев отнесения электросетей к магистральным. Далее - Администратор торговой системы (АТС). Вокруг создания АТС сегодня ведется бурная дискуссия. Это замечательно. Я думаю, что в этой дискуссии наших контрагентов ожидает большой сюрприз. Сюрприз состоит в том, насколько миролюбивую позицию мы займем в этом вопросе. И бушующие сегодня страсти улягутся.

- А с чем связана эта миролюбивая позиция? - Это связано с пониманием фундаментальных ценностей, на которых базируется такой институт, как АТС. АТС - это организация участников рынка. Рынок же будет работать только в том случае, если будут одинаковые для всех не только правила игры, но еще и доверие. Никакого доверия не будет, если РАО ЕЭС будет единолично управлять рынком или что-то захватывать. А захватывать его и не надо, потому что РАО на сегодня является практически единоличным организатором ФОРЭМа (мы владеем 80% голосов соответствующего оператора), и затеяли мы реформу для того, чтобы создать рынок. Для этого потребуется существенно снизить долю участия РАО в АТС. Многие в это поверить не могут. Ищут скрытый коварный замысел, но его нет. И поэтому ясно, что АТС в будущем должен быть реально независимым. Должно там быть РАО? Конечно, должно. Должно ли оно все контролировать? Естественно, нет. Но пока я не буду это конкретизировать. Чуть-чуть рано.

- А вице-премьер Виктор Христенко как-то помог вам стать миролюбивее? - Не могу сказать, что он помог мне, он просто остановил абсолютно деструктивный и достаточно наивный, но традиционный процесс. Когда создается большая структура, затрагивающая множество различных интересов, есть два способа действия. Первый - кто быстрее схватил и унес. В принципе мы готовы и в этом режиме работать: если наши оппоненты хотят создать АТС без участия РАО, тогда РАО, видимо, должно создать АТС без них. Но отвечать ошибкой на ошибку... Нужно просто сесть за один стол, выложить все свои пожелания, поругаться, наверное, а потом найти единую позицию. Христенко же не сказал, что алюминщики плохие, а энергетики хорошие. Он просто перевел вектор из сценария, когда каждый быстренько делает свою торговую площадку, а потом все сталкиваются друг с другом, в сценарий, когда все дружно приходят в правительство и ищут компромисс, чтобы создать нормально функционирующую структуру.

- Насколько сильно отразится на стоимости имущества АО-энерго передача магистральных сетей в ФСК? - На этот вопрос окончательного ответа пока нет. В любом случае процесс передачи будет только возмездным и обязательно с соблюдением всех корпоративных процедур. Стоимость сетей такова, что во многих случаях для АО-энерго это будет крупная сделка, для осуществления которой потребуется решение собрания акционеров. И во многих случаях РАО ЕЭС, как заинтересованная сторона, не сможет голосовать по этим вопросам. Поэтому эту процедуру нужно провести очень бережно и аккуратно, чтобы остальные акционеры поддержали передачу сетей. Это значит, что она должна быть выстроена так, чтобы это стало выгодно для АО-энерго.

- Рассматривались ли уже потенциальные кандидаты на должность главы ФСК? Может быть, вы сами хотите ее возглавить? - Я сам? Нет, я намерен работать в РАО ЕЭС до его разделения в 2004 г. Кандидат на работу в ФСК, конечно, существует, и мы будем его предлагать. Хотя по уставу РАО ЕЭС совет директоров не должен утверждать кандидатуру гендиректора дочерней компании, я готов к широкому согласованию потенциального претендента с мажоритарным акционером РАО - государством, да и с миноритарными не вредно бы.

- Не считаете ли вы, что некоторые топ-менеджеры РАО ЕЭС, имеющие собственный бизнес, связанный с энергетикой, могут воспользоваться служебными полномочиями и информацией в интересах собственного бизнеса? Ведь здесь же очевиден конфликт интересов.

- Да, эта тема активно обсуждается не только вовне, но и внутри, в команде менеджмента РАО ЕЭС. Проблема абсолютно очевидна. Действительно, у некоторых менеджеров энергохолдинга есть пакеты акций АО-энерго, приобретенные ими еще до прихода в РАО. Я не вижу в самом факте наличия у них акций никакого конфликта интересов. Но вот во время реформирования могут появиться вопросы: какую именно схему преобразований применять? она больше в интересах миноритарных акционеров АО-энерго или РАО ЕЭС? Здесь возникает целое поле для конфликта интересов. Но мы сегодня готовим корпоративный кодекс РАО ЕЭС, в котором детально пропишем все правила и ограничения для менеджеров РАО в этой сфере. Кроме того, мы действительно будем действовать максимально открыто, а значит, любые искажения в этой сфере нас же самих и подставляют. Если что-то можно скрыть до объявления, то потом это быстро станет очевидным, и обратный удар будет мгновенным и достаточно сильным. Это сфера, к которой мы относимся серьезно, мы не отмахиваемся от этой проблемы и еще будем думать над способами ее решения.

- Наверное, поначалу никто не ожидал, что смена гендиректора "Мосэнерго" обернется таким острым конфликтом. Ситуацию осложнило то, что на защиту Ремезова встали московские власти. Сможет ли новый директор, которого вы назначите, нормально работать, если против него выступает московский мэр? - В этом вопросе юризмы надо положить отдельно от жизни. Юризмы таковы: ни мэр, ни губернатор не имеют права ни по этическим, ни по корпоративным нормам запретить акционерам освобождаться от гендиректора. Они могут быть не согласны с этим, но запретить не могут. А жизнь такова, что "Мосэнерго" - это компания, работающая в двух субъектах Федерации. У меня есть типовое правило: не назначать гендиректора, против которого категорически выступает губернатор. При всем моем уважении к Юрию Лужкову я настаиваю, что губернатор области Борис Громов, который предложил кандидатуру Евстафьева, тоже имеет право быть выслушанным. Именно поэтому на всех стадиях процесса назначения нового гендиректора "Мосэнерго" мы пытались договориться с главами регионов. И сейчас, когда законно назначенный исполняющий обязанности генерального директора А. В. Евстафьев приступил к работе, наши двери остаются открытыми для компромисса.